ANTi. Очень характерное для Рианны название восьмого полноформатного альбома. Рианна вся — ANTi – такое противоречие по отношению к миру – в том числе и миру шоу-бизнесу. Черт знает откуда — с Барбадоса, совсем отдельной «планеты» – она преспокойно завоевывает сумасшедшие вершины в поп-музыке. Ее песни — вызов. Ее дуэты с Эминемом – вызов. Ее внешность – вызов. А чего стоят скандалы в прессе!
И вот еще одно доказательство: альбом, полный противоречий и протеста.
Амбиции, оправданные качеством
Качество альбома Anti не оставляет сомнений — впрочем, и для самой Рианны это был первостепенный момент. «Когда мне было 15, я хотела исполнять именно такие песни. Хотела петь свои песни. Но в некоторых из них совершенно не ощущалось меня. И мне захотелось создавать песни, которые окажутся вне времени».
Перфекционизм? Безусловно. Трудно было бы ждать от Ри другого отношения к работе. «Если дело не доведено до конца, можно считать, что оно не сделано». И вот завершена новая работа, слушая которую, можно с чистой совестью сказать: это не альбом-однодневка, песни с него останутся в памяти надолго.
Средний палец с накрашенным ноготком
Гламурная светская львица, первая красавица, королева Барбадосских карнавалов и хит-парадов, секс-символ… А вот хер вам! С первого же трека Consideration Рианна заявляет: I can cover all your shit in glitter, I can make it good («Я могу покрыть блеском все ваше дерьмо, я могу сделать лучше»). И кто бы сомневался, что получится! Может быть, именно поэтому как бы нарочито проскальзывает барбадосский акцент? Вызов, вызов, громкий и стильный FUCK YOU всему миру: Why you never let me grow? – спрашивает не Ри-красотка, а Ри-профессионал, Рианна-артист. Творчество не должно загоняться ни в какие рамки — впрочем, что они для нее? Разобьет с ноги шпилькой — и плевать, что женщинам таких непристойностей не позволяется.
Вторая композиция — мягкие ритмы клавишных и нежный вокал на две минуты – мелодичная песня о любви, оставляющая приятное впечатление «передышки» между более энергичными треками.
К слову, довольно узнаваемая у Рианны черта – вот этот переход между лирикой нежности и агрессивными текстами и интонациями. Впрочем, две эти стороны вполне уравновешивают друг друга. Вот вам страстная и тихая Kiss It Better, под которую хороши и романтический вечер, и бурная ночь. Акустическая Never Ended — совершенно классическая поп-баллада, исполненная на высочайшем уровне.
И – на контрасте – следом идет дуэт с канадским рэппером Дрейком – трек Work, сочетающий мягкий хор, четкую читку Дрейка и барбадосское «мурчание» (как назвал исполнение Ри Telegraph). Опять вызов, опять противоречие — в пределах одной песни.
Отдельного внимания заслуживает Desperado — песня об одиночестве, отрицании мира и невозможности в него вписаться – но совершенно неженская по интонациям и тексту — впрочем, «свой парень» Рианне тоже удается.
Железная – и все же Леди
Same Ol’ Mistakes — достойный кавер трека Tame Impala, погружающий в состояние между сном и явью, почти психоделическая вещь. «Я совершенно новый человек», — бросается именно эта строчка. Это и совершенно новое — и в творчестве, и оно стоит того, чтобы слушать эту музыку и уважать ее.
Если первая половина Anti — в большей степени бунтарская и местами даже агрессивная, то заключительные несколько треков, в особенности Close To You – это очень искренние баллады о любви, спетые с истинной карибской страстностью. Особую атмосферу создает электронный орган, джазовые мотивы и впечатляющий бэк-вокал. Впрочем, нельзя думать, что эта романтика абсолютно «мармеладная» – чего стоит одна только Higher, где тема любви идет рука об руку с темой наркотиков и алкоголя – что, впрочем, далеко не редкость в творчестве Ри.
Что имеем в итоге?
А в итоге – альбом, всем своим содержанием полностью соответствующий названию. Anti – сочетание протеста и лирики, агрессии и «инакомыслия» наряду с нежностью, «запретных» тем (хотя кто сказал, что они запретные?) и проникновенных песен о любви. Рианна смогла подняться еще на одну ступеньку вверх – и при этом остаться предельно собой: ни на кого не похожей, непослушной, «чужой среди своих» – и все же невообразимо женственной, тонко чувственной и… прекрасной.
(с) Катерина Ремина, 2016