10 июля 2015 года весь мировой музыкальный бизнес пришел к единому соглашению.

Проконсультировавшись с 1300 звукозаписывающими компаниями, всемирный торговый орган IFPI ввел Global Release Day (GRD, Международный день выпуска музыкальных синглов и альбомов). IFPI установил для всего мира пятницу как официальный день релиза синглов и альбомов. Раздались голоса несогласных. Мартин Миллс, управляющий британской инди-лейбл-группы Beggars, сомневался, что эта инициатива сможет «еще больше укрепить доминирование» крупных звукозаписывающих компаний. Другие утверждали, что их мнения были проигнорированы. Мартин Гольдшмидт, глава британского лейбла Cooking Vinyl, отметил: «Это была всего лишь «консультация» при условии, что новое словарное определение слова «проконсультироваться» означает «отвалите».

Однако, возможно, самым серьезным опасением в отношении GRD было то, что это создаст «постепенную эрозию местной музыкальной культуры». Подобная озабоченность была вызвана идеей, что при наличии одной единой даты выпуска артистам на отдельных рынках придется бороться за важные рекламные места на таких сайтах, как Spotify, YouTube и Apple Music. Это, как предполагалось, впоследствии разрушит силу местных артистов и одновременно раздует вселенскую мощь американских поп-мастодонтов.

Беспокойство было логичным, но, как оказалось, необоснованным. Потому что сегодня неанглоязычный репертуар не только доминирует на ключевых территориях, но и захватывает весь мир.
Нет лучшего текущего показателя мирового вкуса в плане музыки, чем YouTube (к большому финансовому раздражению музыкального бизнеса). Ежемесячно этим сервисом пользуются более 1,9 миллиарда человек – почти половина всего населения планеты, подключенного к интернету. По данным исследования IFPI, 85% аудитории YouTube использует сервис для прослушивания музыки, в результате чего текущая аудитория платформы составляет около 1,6 миллиарда человек.

Для сравнения, Spotify, часто называемый «лидером стримингового рынка», каждый месяц набирает 200 миллионов человек — это 12,5% от размера аудитории Youtube. Applе Music, вторая по величине аудио-подписная платформа, достигает где-то около 60 миллионов человек (50 миллионов платных и около 10 миллионов «пробных»), что составляет 3.8% от размера аудитории Youtube.

Дальнейшие данные IFPI показывают, что в 2017 году 46% всех часов прослушивания музыки на потоковых сервисах принадлежали только YouTube – больше, чем каждый платный и бесплатный потоковый сервис в мире вместе взятый.

Другими словами, когда диаграммы YouTube показывают, что именно является популярным, вам лучше поверить в это. И, прямо сейчас, «то, что является популярным» все меньше относится к звездам американской эстрады.

Быстрый анализ графика артистов Youtube, сделанный на этой недели, показывает, что в мире на данный момент лидируют четыре крупнейших неанглоязычных артиста: Anuel АА (Пуэрто-Рико), Неха Каккар (Индия), Кумар Сану (Индия) и Алка Ягник (Индия).

На самом деле, Ариана Гранде, в настоящее время бьющая мировые рекорды на Spotify, — единственный артист во всем Топ-10 YouTube, чей первый язык говорения/пения является английский. Остальная часть Топ-10, если вам интересно, состоит из трех пуэрториканских артистов – Bad Bunny, Фарруко и Осуна, одного индийского артиста — Удит Нараян, и одного колумбийского — Karol G. Это может удивить тех из нас, кто редко выходит за пределы англо-американского поп-культурного пузыря. Но, в большом плохом мире уже давно наблюдаются подобные тенденции.

На протяжении 12 месяцев прошлого года список самых просматриваемых музыкальных клипов YouTube был возглавлен двумя песнями, которые были полностью на испанском языке. Номер один был ремикс «Te Bote» – Каспер, Нио Гарсия, Дарелл, Никки Джем, Bad Bunny и Осуна, который на текущий момент набрал 1,6 миллиарда просмотров на YouTube. Второе место занял «X» Никки Джема и Джея Бальвина (текущее количество просмотров — 1,4 миллиарда).

Глядя на весь Топ-10 самых прослушиваемых песен YouTube 2018 года, видим, что восемь из них были не на английском языке (все на испанском языке). В списке всего лишь два англоязычных трека: Maroon 5 — «Girls Like You» под номером три и трек Дрейка «God’s Рlan» под номером восемь. Годом ранее, в глобальный Топ-10 YouTube 2017 вошли шесть неанглоязычных трека (опять же, все на испанском языке) во главе с Луисом Фонси и Daddy Yankee и их совместной композицией «Despacito», ставшей № 1 и которая по-прежнему остается самым просматриваемым видео в истории YouTube. На данный момент количество просмотров достигло почти 6-ти миллиардов!

Вернитесь еще на один год назад, 2016, и в Топ-10 YouTube был только один неанглоязычный трек – «Hasta el Amanecer» Никки Джема, занявший третью позицию. И знаете что? Завершая обратную тенденцию, в 2015 году в глобальном Топ-10 YouTube не было ни одной неанглийской песни.

стриминг_февраль_2019

Списки Spotify на конец года не совсем четко показывают такое глобальное разнообразие, как графики YouTube… Но это пока. Самый прослушиваемый неанглоязычный трек во всем мире в ежегодном чарте Spotify 2018 года был «X» Никки Джема и Джея Бальвина под номером 18. Хотя испанские тексты присутствуют и на треке Карди Би «I Like It», записанный совместно с Bad Bunny и Джеем Бальвином и занявший седьмую позицию.

Важная статистика: по состоянию на конец сентября прошлого года 67% активных пользователей Spotify проживали в США, Канаде или Европе. Еще 22% проживали в Латинской Америке, при этом лишь 11% проживали за пределами этих регионов. Spotify теперь жаждет более равномерного распространения пользователей по всему миру, что будет все больше и больше приносить пользу международным артистам на сервисе.

Ситуация уже меняется: согласно сайту стримингового мониторинга Kworb третьим по величине ежедневно прослушиваемым на Spotify является Anuel AA (после Арианы Гранде и Post Malone), также в Топ-10 входят и другие латинские звезды — Осуна и Bad Bunny.

Какая страна станет следующей в глобальном восхождении неанглоязычной музыки? Хорошей ставкой была бы Индия. Помните, что индийские артисты занимают четыре из пяти первых мест в текущем чарте самых популярных исполнителей на YouTube.

Nielsen недавно провела анализ 200 самых популярных песен по всему миру в IV квартале 2018 года, включая YouTube, Spotify, Apple Music и Amazon Music. Наиболее потоковая песня во всем мире на тот период, во всех форматах, принятых во внимание, был испаноязычный трек «Taki Taki» в исполнении DJ Snake, Осуны, Карди Би и Селены Гомес.

В прошлом месяце вице-президент Nielsen Music Хелена Косински показала на мероприятии NYLON Connect в Лондоне, что музыка на английском языке составила 67% от этого Топ-200, а 18% занимала испанская музыка и хинди достались 6%. Имейте в виду, что этот топ-3 не учитывает другие известные индийские диалекты, такие как пенджабский и бенгальский.

Helena_февраль_2019

«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКИ ОЧЕВИДНА И НЕИЗБЕЖНА».
ХЕЛЕНА КОСИНСКИ, NILESEN MUSIC

«Глобализация музыки очевидна и неизбежна», — сообщает Косински. «С распространением стриминговых музыкальных сервисов и неограниченным доступом к международному контенту мы видим, что треть лучших в мире потоковых музыкальных композиций не на английском языке набирает обороты. Самыми популярными становятся песни на испанском, корейском, индийском и арабском языках».

Также имейте в виду, что, помимо Apple Music, ни один из крупнейших потоковых музыкальных сервисов, отслеживаемых Nielsen, включая YouTube, официально не доступен в самой густонаселенной стране мира — Китае. Один этот факт говорит о том, что неанглийские артисты, возможно, уже нарушили баланс как создатели самой популярной музыки в мире.

Другие факторы также указывают на определенный, неминуемый взрыв в индийской музыке. Ожидается, что Spotify будет запущен на территории Индии в ближайшие недели с большим упором на установлении отношений с местными артистами. Недавно фирма подписала глобальную сделку по лицензированию контента с крупнейшим лейблом Индии T-Series, который также является владельцем второго по величине канала YouTube в мире, с более чем 60,5 миллиардами воспроизведений его видео на сегодняшний день.

Точно так же, как латинские артисты и продюсеры были охвачены американской поп/хип-хоп-индустрией, приобретая коммерческую уверенность в том, чтобы говорить, читать рэп и петь на своих родных языках, некоторые теперь ожидают, что индийские музыканты также скоро получат ключи от глобальной машины для создания хитов.

tarsame-mittal_февраль_2019

«ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ КОМПОЗИТОРОВ ИНДИИ ТОЛЬКО ЧТО ПОДПИСАЛ КОНТРАКТ НА 15 ПЕСЕН С КРУПНЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ЛЕЙБЛОМ. ТЕПЕРЬ ОН БУДЕТ СОТРУДНИЧАТЬ С ВЕДУЩИМИ МИРОВЫМИ АРТИСТАМИ».
ТАРСАМЕ МИТТАЛ

«Похоже, что 2019 год станет ключевым для индийских музыкантов на мировой арене», — сообщает Тарсаме Миттал, один из ведущих менеджеров по работе с артистами в Индии.

Миттал занимается карьерой артистов, включая одного из самых популярных индийских артистов Ариджита Сингха, чьи видео на YouTube имеют более миллиарда просмотров. «Уже имеется множество коллабораций с американскими артистами/лейблами», — добавляет Миттал. Он отказывается называть имена, но показывает, что «один из крупнейших композиторов Индии только что подписал контракт на 15 песен с крупным международным лейблом, и теперь он будет сотрудничать с ведущими мировыми артистами».

Вам нужно всего лишь посмотреть новый трек на хинди-языке Marshmello с Притамом, «BIBA», выпущенный на собственном лейбле JioSavvn. Тогда вы увидите потенциал индийской музыки.

Оставим испанскую и индийскую музыку и поговорим о глобальном росте китайских (Kris Wu) и K-Pop (BTS) звезд, а также увеличении инвестиций в музыкальную индустрию, вливающихся в Африку. Есть другие, более веские доказательства того, что англоязычная поп-музыка сдает свои позиции на мировом рынке.

Подъем хип-хопа был не просто феноменом США. Такие страны, как Франция, Италия, Германия и Нидерланды также отметили заметный рост рэперов на местном языке. Возьмем, к примеру, Францию, где, по данным местной маркетинговой организации SNEP, не менее 19 из 20 лучших альбомов первой половины 2018 года (судя по стримам и продажам) были записаны и выпущены французскими исполнителями. 16 из 19 были классифицированы как «французский рэп».

«ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ УСПЕХ ИТАЛЬЯНСКОЙ МУЗЫКИ В ЭПОХУ СТРИМИНГА, С ТАКИМ ВЫСОКИМ ПРОЦЕНТОМ ПОПУЛЯРНОСТИ, ПОДТВЕРЖДАЕТ ВАЖНУЮ ПОКОЛЕНЧЕСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ В НАШЕЙ СТРАНЕ».
ЭНЦО МАЗЗА, FIMI

В Италии местный орган звукозаписывающей индустрии FIMI сообщает, что 29 из 30 лучших альбомов рынка 2018 года были записаны итальянскими исполнителями. «Оглушительный успех итальянской музыки в эпоху потокового вещания, с таким высоким процентом популярности, подтверждает важную революцию поколений в нашей стране», — говорит генеральный директор FIMI Энцо Мазза, отмечая, что восемь из артистов, вошедших в Топ-10 альбомов рынка в прошлом году, были моложе 30 лет.

Мазза, в соответствии с его должностной инструкцией, кредитует инвестиции звукозаписывающей компании для катализации «эпохальных изменений» в итальянской музыке, вызванных «молодым поколением поклонников, связанных с новыми технологиями, такими как потоковая передача, смартфоны и социальные сети». Судя по тому, что латинская и индийская музыка в настоящее время удерживают верхнюю часть глобального чарта YouTube, это «эпохальное изменение» не останавится на границе какой-то отдельной страны.

По оценкам экспертов, в настоящее время к интернету подключено 4,2 миллиарда человек во всем мире. Более двух миллиардов из них живут в Азии. Между тем, 1,5 миллиарда человек во всем мире говорят по-английски, но только 360 миллионов из них считают его своим родным языком.

Мировая музыкальная индустрия, встревоженная мощью колоссальной мировой аудитории YouTube, явно будет вынуждена «проснуться» от этой статистики.