Январь. Постпраздничный сплин. И вдруг – «Привет! Слушай, ты просто обязательно должна это послушать!» – звонок от близкого друга. И бурные эмоции, с пятого на десятое, взрывом, вспышками. И светится.
Явление, вызвавшее столько восторга, именуется Radioaction. Вкратце: рок-группа родом из Саратова, в комплекте – отличные музыканты и просто по-тря-са-ющий вокалист. Только «вкратце» будет недостаточно: речь-то идет не просто о музыке, а о первом официальном (подчеркиваю) альбоме давно работающей команды. Событие первостепенной важности – и неизвестно, для кого больше: для самих музыкантов (тут всё понятно) или же для нас, слушателей.
Потому что тема, объединяющая все треки диска, знакома каждому из нас, – это поиск (In search). Во всей многогранности смыслов.
ПРЕДЫСТОРИЯ
«Ну собственно, трудно альбомом назвать: собрали то, что накопилось за несколько лет, привели в порядок, и вот», – примерно так, будто немного извиняясь, ребята из Radioaction рассказывают в своем сообществе историю создания дебютной пластинки. И тем не менее, «собрание» получилось на удивление цельным и полностью отвечающим концепции Поиска – заглавной для всего альбома. Ребята из Radioaction могут назвать эти песни – итогом поиска собственного творческого пути. Слушатели же, вместе с «лирическим героем», – отправляются в поиск себя и собственного предназначения в жизни. И это похоже на…
ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЕМ
…так вот, похоже на поиск нужной радиостанции. Именно так оформлена обложка альбома In Search. Помните, эти старые радиоприемники, где нужно было кропотливо «ловить волну» — буквально по миллиметру – выхватывая нужную частоту в хаотическом скоплении странных сигналов, помех, шуршаний. Ни больше ни меньше – найти себя в космическом хаосе. Крошечную точку – a dot – но об этом позже.
Конверт – максимально простой – и максимально бьющий в ту же цель – поиск себя. Точка отсчета. Осознание себя в этой точке.
А вокруг – целая Вселенная.
ВЗЛЁТНАЯ ПОЛОСА
Путь начинается. Точнее, судя по стремительным ритмам и «космическим» звукам открывающей альбом In Search/В поиске, это – полёт, причем направление задано однозначно – только вперед и вверх. Пути назад нет и не может быть: «Comfort brings harm, comfort brings doubts» («Комфорт – это зло, комфорт приносит за собой сомнения»). Терять привычное страшно, но еще страшнее – окаменеть, стать равнодушным. Голод по наполненности, осмысленности, голод по жизни – вот что должно вести в это путешествие, вдохновлять и прогонять все страхи. Do the best you can – тут можно усмехнуться и сказать, что это клише, но фразочка-то очень кстати. Потому что если уж ты летишь – у тебя уже нет права на ошибку и тем более – на отступление.
Если In Search – пролог, несущий на себя основную смысловую нагрузку альбома, его «кредо», то The New Life/Новая жизнь – совершенно логичное начало этой поэмы под названием «Жизнь». Текст абсолютно незатейливый, но тут просто нельзя «нагружать» – слишком много эмоций, слишком захватывает дух, слишком ощущается «рождение» героя во всем – от ритма до самого исполнения песни. Композиция очень «утренняя» – точно специально для начала нового дня… и еще, как ни парадоксально, для самых безвыходных моментов – ведь и они, эти «точки ноль» – тоже своего рода рубеж – и стартовая площадка для нового начала.
PER ASPERA…
«Если вы идете сквозь ад, продолжайте идти». За стартовой площадкой и ощущением восторга и свободы от полета на самом деле начинается самое страшное – борьба. И главная битва здесь – со злейшим врагом (Your Worst Enemy), душащим, хоронящим, убивающим, сводящим с ума. Его так просто увидеть – достаточно взглянуть в зеркало – ибо всю жизнь труднее всего дается война с самим собой.
Не думаю, что случайно именно после этой песни идет Disorder/Болезнь. Что первым приходит на ум? Правильно, гений Йэна Кертиса и его Joy Division. Но в отличие от кертисовского “декаданса» (пусть даже обоснованного), Radioaction оставляют своему герою – падающему в бездну – надежду на спасение. У него нет ничего. Остается только бездна – и это вам не кроличья нора Алисы. Это ад, безумие, тьма. И из этой бездны – de profundis – остается кричать только Богу: «Спаси».
Из ада изведи душу мою.
А потом наступает «экватор» – а точнее сказать, точка (Dot), в которой начинается осознание себя внутри этого мира: он продолжается своим чередом, все прежнее, все планеты движутся с той же скоростью – что же все не так-то? Может, мир в порядке? Может, что-то произошло внутри? Где он, тот самый «знак свыше», который подскажет, куда идти дальше? Песня Dot – это своего рода развилка: герой остановился в этой точке, стараясь почувствовать мир вокруг, понять свое место здесь, слушать и услышать, что же ему делать дальше.
…AD ASTRA
И услышал. Далее настроение альбома совершенно изменяется. Мир наполняется красками и осознается как великое чудо, мир полон открытий и внезапностей: «всё страньше и страньше» – но тревоги уже нет, есть только бесконечная очарованность тем, навстречу чему распахиваешь свое сердце (The Color of The World).
Направление определено – вверх. Но… «выше летишь – больнее падать», не так ли? (Fly) – и тем не менее, не лететь невозможно уже потому, что сама жизнь – это бесконечный полет между прошлым и будущим (текст написан на английском, но эта строка напоминает заглавную песню «Земли Санникова» – «Есть только миг» — впрочем, вполне закономерно).
В Hour Longed Day появляется образ света – но это уже не сумеречные звезды, а заливающее весь мир солнце. Солнце, дающее надежду. «We can’t change the past, we’re only hoping for a better tomorrow». В песне Guding Star открывается кое-что важное: этот свет, эта «путеводная звезда» — внутри. Душа? Может быть. Любовь? Может быть, потому что она же и – душа. Именно она освещает путь, когда кажется, что мир темен и лишен дыхания и чудес. Тут и путь Данте к раю через «любовь, что движет солнце и светила».
И делает простых смертных – героями. Помните хит Боуи? «We can be heroes – just for one day». У Radioaction «героями дня» (Heroes of the Day) становятся те, кто «ищет путь сквозь тьму, дрожа на ветру». Они не святые, они не праведники, они не ангелы – но им простится много, потому что шли к солнцу «until the very last breath/до самого последнего вздоха». Да, может быть, метафора слишком распространенная. Да, мотив пути и «выхода из туннеля» кем только ни обыгрывался. Но спросите себя: не я ли иду через этот черный лабиринт? Не я ли заблудился и ищу этот самый сияющий выход? Если ищете и идете на этот свет – то Вы – уже герой. Без преувеличений.
ЭПИЛОГ
«Финал» истории героя In Search – открытый. Путь еще не окончен – да он и не может быть абсолютно окончен, пока движется жизнь со всеми ее переменами и состояниями. Поиск бесконечен, и вопросы, возникающие во время этого поиска, также бесконечны, но – направление определено.
Отдельно следует отметить записанный уже после выхода альбома трек Wrong Turns – вот уж какая композиция отлично вписалась бы в эпилог самой пластинки – именно поэтому немного жаль, что она «сама по себе». Если прослушать сначала весь In Search, а по его окончании – Wrong Turns, то сразу заметна «итоговость» трека. Песня вдобавок предельно рациональна: герой честен со слушателем и без самооправдания признается, что и на его пути встречались «неверные повороты», что он наступал на те же «грабли» – но он и это принимает – хотя бы потому, что теперь точно знает, что он движется – и движется в верном направлении. И дойдет. Дойдет.
Альбом «In Search» уже доступен в iTunes, Google Play и в сервисе Яндекс.Музыка.
(с) 2015, Катерина Ремина, с благодарностью Вячеславу Плеханову и команде Radioaction