Казалось бы, в одночасье, латинский трэп и реггетон переместились на передний план поп-музыки во главе с реггетоном. Наполненный ямайскими дембоу-мотивами риддим и биты латинского трэпа покорили современные музыкальные чарты. Но на самом деле появление латинской урбан-музыки в американском мейнстриме произошло не за один день. Это процесс, который шел на протяжении многих десятилетий.

1985: рэп на испанском и закладка фундамента для зарождения урбан-музыки

vico-c-dj-negro-февраль_2019

Все началось со встречи DJ Negro и рэпера Vico C, которые популяризировали рэп на испанском (rap en español), а именно пуэрто-риканскую версию рэпа на испанском языке. Их сотрудничество заложило основу для последующих жанров, которые в последующем определили латинскую урбан-музыку (música urbana). К этим жанрам относятся реггетон и латинский трэп. Когда артисты прекратили свой творческий тандем, DJ Negro пошел дальше. Он отправился в The Noise, ночной клуб Сан-Хуана, где и зародился непосредственно сам реггетон.

1992: DJ Negro, DJ Playero и ранний реггетон

noise-февраль_2019

DJ Negro начал вербовать местных артистов, чтобы выступать в The Noise, где они исполняли песни, похожие на панамские композиции в стиле регги, но на испанском, а затем эти треки стали набирать популярность. В то же время DJ Playero запустил свои микстейпы Playero, содержащие зачаточные звуки прото-реггетона или «андеграунд» («underground») в исполнении молодых талантов, таких как Daddy Yankee. Вскоре DJ Negro начал выпускать свои микстейпы, и дружеская конкуренция стимулировала распространение этих ранних мотивов реггетона, которые люди слушали в своих плеерах, ночных клубах и своих машинах.

1997-2005: латинизация реггетона и последующая популярность

daddy-yankee-barrio-fino-февраль_2019

Завсегдатай клуба The Noice DJ Nelson включил доминиканскую бачату и другие так называемые «латинские» мотивы в свой реггетон. Затем он нашел двух молодых продюсеров, которым он дал псевдоним Luny Tunes. Они помогли сформировать звук первого массового коммерческого реггетона. К этому периоду можно отнести альбом Daddy Yankee Barrio Fino, который достиг платинового статуса в США. Далее массовым производством реггетона занялись и другие реггетонщики: Дон Омар, Тего Кальдерон и Wisin & Yandel.

2006-2014: зарождение и расцвет латинского трэпа

da-la-ghetto-февраль_2019

В этот период начал появляться новый звук, сочетающий вокал реггетона и трэп-биты американского юга. Среди артистов, кто начал исполнять в этом стиле, были De La Ghetto и Arcangel. Хит этого периода — композиция Yaga & Mackie 2006 года «El Pistolon», записанная совместно с De La Ghetto, Arcangel и Рэнди. Позже такие группы, как Füete Billete, усилили жанр своим сырым звуком. Так и зародился латинский трэп.

2008-2019: Колумбия и вторая волна глобализации реггетона

Nicky-Jam-февраль_2019

После нескольких, казалось бы, тихих лет для реггетона, медельинские продюсеры, такие как Syk Sense и Sky Rompiendo el Bajo, начали создавать более легкий, более подходящий для радио звук. Пуэрториканский реггетонщик Никки Джем решил вернуться обратно в жанр, который он помог популяризировать в начале 2000-х годов, и возобновил свою карьеру в Медельине. Луис Фонси вербует Daddy Yankee для создания ставшего хитом «Despacito», на который потом будет создан ремикс с участием Джастина Бибера.

2016 — настоящее время: пик популярности латинского трэпа

la-ocasion-февраль-2019

Трек «La Ocasión», созданный DJ Luian, Mamba Kingz совместно с Осуной, De La Ghetto и Arcangel, стал абсолютным хитом, что позволило вывести латинский трэп на новый, более глобальный уровень. Артисты, как Bad Bunny, чей сингл «Solo de Mi» органично сочетает латинский трэп и реггетон), Фарруко, Karol G и Anuel АА последовали за этим звуком, раздвинув возможности понимания того, чем латинский трэп, урбан-музыка и поп-музыка могут быть на самом деле. Следующий этап эволюции урбан-музыки начался с того, что такие артисты, как Paloma Mami и Alex Rose, начали включать элементы R&B в латинский трэп.