На 56-ой премии Грэмми в прошлом году все вокруг говорили о Кендрике Ламаре, который, несомненно, был в статусе фаворита.
Его задающий жанр дебют «good kid, m.A.A.d city», который побывал на вершинах неисчислимого количества топов, был назван классикой рэпа, имел множество номинаций в хип-хоп категориях и даже претендовал на великую славу оказаться альбомом года.
Но Ламар вернулся домой с пустыми руками, превзойдённый в рэп-категориях выходцами из Сиэтла Macklemore & Ryan Lewis.
Однако, меньше чем через два года после этой сомнительной ситуации, рождённый в Комптоне эм-си вошёл в историю Грэмми. Получив 11 номинаций, включая две крупных (альбом и песня года), Ламар отправится на февральскую церемонию, будучи самым номинированным артистом.
Продолжая укреплять свой статус лидера нового поколения хип-хопа, он сместил с места Эминема, став рэпером с самым большим количеством номинаций за одну ночь. (Майкл Джексон со своими 12 номинациями в 1984, до сих пор остаётся абсолютным рекордсменом).
Достижения Ламара впечатляют, потому что его альбом «To Pimp a Butterfly» оказался настолько вызывающим и музыкально сложным, что фанаты и критики до сих пор спорят о нём, спустя почти девять месяцев после релиза.
«good kid, m.A.A.d city» — альбом с отличным содержанием и смыслом, отслеживающий взросление Ламара и жизнь в Комптоне, насыщенном бандами и наркотиками. Альбом, похожий на классический хип-хоп своими битами, варьирующимися от атмосферных до почти клубных, мастерски поэтичными текстами, потрясающими гостевыми коллаборациями. «To Pimp a Butterfly» же напрочь проигнорировал большую часть традиционной структуры.
Сочетая в себе джаз, фанк, рэп, живую музыку и слова, пронизанные смыслом от и до, альбом воспринимается как смесь великой славы и депрессии, политики, вопросов расы, классового разделения и даже больше.
Такие идеи не совсем новы – хип-хоп разрывается от влияния неосоул в 90-х (взгляните на the Roots, Slum Village, Common) наряду с приближённым к джазу альтернативным хип-хопом с идеологией Афроцентризма, что можно услышать у Jungle Brothers, A Tribe Called Quest, Digable Planets и De La Soul.
В отличие от альбомов соперников Ламара, подавшихся в мейнстрим (J. Cole, Nicki Minaj, Drake и Dr. Dre), которые будут сражаться с ним в номинациях, альбом Кендрика по-настоящему трудно понять: его нужно послушать несколько раз, чтобы привести всё в порядок.
Сильные идеи, жгучие и глубокие строки, тяжёлые и часто беспорядочные инструменталы. Альбом требует мысленной работы гораздо больше, чем любой другой рэп-альбом, номинированный в этом году. Но он ещё и гораздо интереснее, чем всё остальное.
Именно этот вызов Ламара даёт ему столько влияния на Грэмми.
Как смерти от рук полиции в Балтиморе, Кливленде, Статен-Айленде и в других местах вызвали непрекращающиеся споры о чрезмерном использовании смертельного оружия против темнокожих, альбом Ламара, чем-то напоминая «Black Messiah» D’Angelo, стал непростительно чёрным: Кендрик высказывает всё прямо и говорит исключительно для темнокожих.
В период #BlackLivesMatter, Ламар (и D’Angelo, у которого тоже есть неплохие работы, включая работы этого года) предоставил напряжённый, но необходимый саундтрек к жизни.
Его придающий сил, выводящий из тоски трек «Alright» стал своего рода гимном для протестантов Black Lives Matter. Это не удивительно, учитывая такой оптимистичный припев. Песня номинирована на песню года.
Первый сингл альбома, эйфористический «i», принёсший номинацию Грэмми, наряду с контрастирующим «u», повествует о страданиях темнокожих и «раскаянии выживших», выбравшихся из трущоб.
За лёгким танцевальным ритмом «The Blacker the Berry» лежит непредсказуемое исследование пренебрежительного отношения мира к жизни темнокожих и лицемерие.
Сразу после релиза, альбом был встречен бурно и радостно. Но между словами похвалы проскальзывали обдуманные обсуждения тем альбома и его предназначения.
Журналист Jezebel высказывался о «переполняющей черноте» альбома. Slate поинтересовались, как белым фанатам слушать его. The Verge объявили Ламара «лучшим поэтом Чёрной Америки». Fader окрестили альбом «эмоционально осушающим» и «защищённым от критики», даже спросив: «Как оценить что-то, не предназначенное для тебя?»
Буквально недавно хип-хоп журнал Complex спровоцировал жаркий онлайн спор среди фанатов рэпа, вернувшись к сложностям альбома и задав накаливший атмосферу вопрос: «Почему все говорят, что им так понравился «To Pimp a Butterfly» Ламара?»
Очень вероятно, что именно сложность этого альбома стала причиной для такого количества номинаций Грэмми. Вместе с «i» другим хитом альбома стал «King Kunta», название получивший в честь бунтующего раба у «Roots». Однако та же самая сложность может отпугнуть голосующих в решающий момент.
Проиграй он или выиграй, Ламар вошёл в историю рэпа. Пусть даже вдохновением стали тёмные моменты в истории Америки.
(c) Соня Ряскина / ePro