После выхода своего последнего альбома «Revival» Эминем дал по-настоящему искреннее интервью журналу Complex, в котором он рассказал о своем месте в хип-хоп индустрии на сегодняшний день. Он также поделился своими мыслями касательно Дональда Трампа и критики со стороны рэперов, таких как Винс Стейплз. Кроме того, мы узнали, что альбом Jay Z «4:44» стал его большим вдохновением. Во время интервью Маршалл рассказал, почему он никогда не сможет повторить успех «The Marshall Mathers LP». На этот раз детройтский рэп-Бог режет правду матку.

Complex: На обложке альбома ты выглядишь слегка разочарованным в своей стране. Это точное изображение тебя?

Eminem: Я бы сказал, что это что ни на есть точное изображение. Я чувствую, что мы живем в величайшей стране мира, но я знаю, что у нас много проблем, над решением которых необходимо работать.

Что в целом беспокоит тебя в Америке на данный момент?

Очевидно, что это Трамп. Я не знаю, как ответить на этот вопрос. Это то, что происходит со мной, когда я начинаю говорить о Трампе: я становлюсь слишком взволнованным, в моей голове появляется куча мыслей, которые я хочу высказать; слишком много вещей, которые я хочу сказать сразу. Поэтому иногда, когда я начинаю говорить, я не могу донести сразу до людей свою мысль лишь потому, что я просто становлюсь растерянным и расстроенным всеми теми вещами, о которых хочу рассказать. На самом деле пару недель назад мне пришлось отключить новости, потому что всегда, когда я прихожу в студию, то начинаю обсуждать со всеми эти новости, а потом говорю: «О, черт. Я только что потратил два часа на пустую болтовню. Мне надо заняться делом». Слишком много всего, дружище.

Песни, которые ты создал о Трампе и о расовых отношениях в нашей стране… Ты переживаешь за то, как они воспринимаются общественностью?

В каком-то смысле да. Я определенно хочу достучаться до людей, заставить их задуматься. Я чувствую, что будто нахожусь между песней Джойнера Лукаса и песней «Untouchable». Может быть, мы могли бы привлечь внимание людей и заставить их задуматься, особенно тех, кто еще «спит», о том, что, черт возьми, происходит.

На данный момент в Америке два противоположных лагеря, и они…

Мы можем поговорить о разделении, к которому привел Трамп нашу страну. Часть меня чувствует, что он это сделал почти единолично, и что он прекрасно понимает, что он делает. Безусловно, он видит, что наша страна раскололась на два лагеря. Ты либо на одной стороне или же на другой. С каждым днем его сторона становится все меньше и меньше. Я чувствую это. Я верю, что люди просыпаются от того, что происходит. Да черт возьми, от того, что он ничего не сделал … Черт, я забыл, о чем я говорил. Черт, о чем я только что говорил?

«ЕСЛИ ВЫ СЛУШАЕТЕ ТРАМПА, НО ПРИ ЭТОМ ВЫ НЕ ГОТОВЫ ЧИТАТЬ ИЛИ ПРОВЕРЯТЬ ФАКТЫ, ТО ВЫ, СКОРЕЙ ВСЕГО, ПРОСТО ВЕРИТЕ ТОМУ, ЧТО ОН ГОВОРИТ. ОН ЖИВЕТ В АЛЬТЕРНАТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, КОТОРУЮ ОН ИЗМЕНЯЕТ ТАК, КАК ЕМУ ПОДХОДИТ ЛУЧШЕ ВСЕГО».

Что люди просыпаются от того, что сделал Трамп…

Да, его поддержка сокращается, и ситуация становится довольно интересной. Я, наверное, еще раз 10 раз потеряю свою мысль, если мы продолжим говорить о Трампе, потому что я слишком много хочу сказать, но похоже… Так странно смотреть, как он играет со своими людьми, которые думают, что он заботится о них. А на самом деле это люди, о которых он заботится меньше всего. Если вы говорите о том, что его сторона — это большинство белых людей среднего класса, то я не понимаю, как, черт возьми, вы можете соотносить себя с миллиардером, который никогда не нуждался ни в чем и ни за что не сражался всю свою гребаную жизнь? Кто откосил от армии лишь потому, что у него были костные шпоры на ноге? И вы все еще думаете, что это тот самый парень, который будет сражаться за вас? Он уже доказал на примере ситуации с налоговым поручительством, что не будет он этого делать. И это не принесет никакой пользы среднему классу. Я скажу лишь одно: говорит он хорошо.

Есть часть меня, которая понимает, что он как-то заполучил доверие этих людей, видимо потому, что он промывает им мозги, и они думают, что произойдет что-то великое. Но ничего не происходит. Если вы слушаете его, но при этом вы не хотите читать или проверять факты, то вы, скорей всего, просто верите тому, что он говорит. Он живет в альтернативной реальности, которую изменяет так, как ему подходит лучше всего.

Эминем, Complex, декабрь 2017

Давай поговорим о «Walk on Water». То, на что мы обратили внимание, когда услышали песню, — это то, как звучит твой голос на этом треке. Он звучит очень интимно и очень четко. Не мог бы ты рассказать о том, как ты создавал этот трек?

На мой взгляд, то, что делает вокал столь четким, — это чистый трек. На самом деле, мы слышим всего лишь пианино. Скайлар [Грей] прислала мне эту запись, и я подумал, что это было подобно… Припев, как только я услышал его, я почувствовал, что это именно то, что я чувствую прямо сейчас. Это было то, что поразило меня. Мы спорили о том, стоит ли нам добавлять туда бит или нет. Добавить ударные или же нет? После того, как я записал трек, я включил его Рику Рубину, а затем мы обсудили его. Мы оба сошлись во мнении: «Нет, мы должны просто оставить этот трек так, как есть, чтобы люди могли понять, услышать все и, возможно, понять его с первого прослушивания».

В этом треке ты говоришь о том, что тебе приходится противостоять критике, которая сыпется на тебя как от твоих поклонников, так и от твоих коллег. Кто тебя критикует больше всего? Где чаще тебе пишут критические замечания? В твиттере? На YouTube?

Я вижу все, что происходит. У меня нет времени сидеть в твиттере весь день и читать все, что мне пишут. Тем не менее, я вижу, что мне пишут. И я вижу достаточно. Я вижу намного больше, чем люди на самом деле думают. Поверьте, я вижу многое. Я не знаю, эта песня была больше о неуверенности в себе, сомнениях и прочих вещах. Я никогда не видел себя, как… Как же это сказать… Так, как некоторые фанаты воспринимают меня. Даже по сей день, находясь в рэп индустрии уже столько времени, для меня по-прежнему все кажется странным, потому что я просто читаю рэп, а у меня, как вы знаете, не было идеальной карьеры. Я записал несколько не очень хороших альбомов и прекрасно понимаю это. Часть меня чувствует это с тех самых пор, как я выпустил их. Другая же часть меня чувствует, что я постоянно пытаюсь повторить успех «The Marshall Mathers LP». Я чувствую то же, что, чувствует вероятно, большинство людей, которые слушают мою музыку. Они, скорей всего, тоже понимают, что это был мой лучший альбом.

Я признаю это, и когда я говорю мой лучший альбом, я не знаю, удалось ли мне создать после что-нибудь лучше или нет. Потому что, как вы знаете, потом появился трек «Lose Yourself» и некоторые другие композиции. На мой взгляд, «The Marshall Mathers LP» появился в нужный период времени, что и определило его успех. Возможно, этот альбом стал словно подлинным снимком того периода времени, безо всяких прекрас. Кроме того, у меня в то время было много проблем с моим гневом. В моей голове и по сей день идет постоянная борьба касательно того, кем я должен быть.

«У МЕНЯ, КАК ВЫ ЗНАЕТЕ, НЕ БЫЛО ИДЕАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ. Я ЗАПИСАЛ НЕСКОЛЬКО НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШИХ АЛЬБОМОВ И ПРЕКРАСНО ПОНИМАЮ ЭТО… ЧАСТЬ МЕНЯ ЧУВСТВУЕТ, ЧТО Я ПОСТОЯННО ПЫТАЮСЬ ПОВТОРИТЬ УСПЕХ «THE MARSHALL MATHERS LP». Я ЧУВСТВУЮ ТО ЖЕ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ СЛУШАЮТ МОЮ МУЗЫКУ. ОНИ, СКОРЕЙ ВСЕГО, ТАКЖЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ЭТО БЫЛ МОЙ ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ».

Когда я слышу, как люди говорят, что они скучают по старому Эминему, я выдаю им того старого Эминема, но в ответ я слышу: «О, дружище, он слишком стар, чтобы делать подобное. Он должен повзрослеть. Он возмужал. Ему уже за 40, и он должен быть таким или иным». Ты понимаешь, о чем я говорю? «Ему нужно повзрослеть». Затем, когда я даю им повзрослевшего Эминема, люди снова начинают говорить: «Я скучаю по старому Эминему». И я нахожусь в этой постоянной борьбе, это постоянное метание в моей голове. На самом деле нет никакого способа угодить всем, его просто нет. Поэтому я следую своей интуиции и тому, что я чувствую.

Странно, наверно, быть окритикованным публично другими рэперами, например, такими как Винс Стейплс?

Причина, по которой я не сдаюсь, заключается в том, что я чувствую, что независимо от того, читаешь ли ты рэп или нет, в игре ты или нет, я признаю, что все имеют право на свое мнение. Я на самом деле не блокирую людей, критикующих то, что я делаю. Я знаю, что есть люди, которые на самом деле не слушают мою музыку, и они не мои поклонники. Поэтому я не делаю музыку для них. Прежде всего я делаю свою музыку для себя, что приносит мне удовольствие. В то же время я стараюсь не обделить и тех, кто ценит мое творчество, дать им что-то послушать и попытаться оправдать любые ожидания. Я понял это давным-давно. Неважно, что я делаю, что я говорю, какой альбом выпускаю, это не имеет значения, потому что…

В какой момент ты это понял?

Я приходил к этому осознанию ежедневно. Не хило, да? Я понял это давным-давно. Дело не в том, что это меня это не беспокоит, потому что иногда это меня очень беспокоит. Бывает, что я начинаю задаваться вопросом: «Вы серьезно?». Я слышу, как кто-то критикует то, что я делаю, и кто, вероятно, не понимает, что я делаю. Это должна быть какая-то определенная песня, я мог бы даже привести вам пример. Я думаю, что еще многие люди не понимают рифмование сложных слогов, и как из них составлять целые предложения, которые рифмовались бы между собой, и тому подобное. Они могут не слышать этого, поэтому они не смогут оценить мои работы, потому что они слышат то, что они слышат, а потом заявляют: «А, чувак. Что за хрень». Я не злюсь. Скорей всего, ты не понимаешь то, что я делаю.

За эти годы мне стало сложнее читать рэп, но легче рифмовать. Не знаю, поймете ли вы, о чем я. Одним из моих недочетов, которые я допустил на последнем альбоме, «The Marshall Mathers LP 2», были длинные куплеты, потому что я не мог закончить рифму. Другими словами, когда я думаю о паре фраз или о чем бы там ни было, я сразу думаю о большом количестве вещей, которые рифмовались бы с ними и связывались бы в слоги. Это отличается от всего того, что я делал раньше. Я делал подобные треки, но теперь они мне не нравятся, потому что они ни о чем. Это просто набор слов, чтобы получить какую-нибудь реакцию. Так не должно быть. Я не знаю.

На сегодняшний день есть два поколения рэперов: состоявшиеся рэперы и рэперы, которые только начинают. Один из важных моментов, на мой взгляд, это то, что они учатся у таких артистов, как я и Jay Z. При этом они должны равняться на нас, но думать в свете того хип-хопа, когда он только впервые появился. Ключевой момент – как долго ты продержишься в этой игре. Кому-то повезло, и он продержался пять лет. Тебе действительно повезло, если тебе удавалось продержаться 10 лет. Это гонка на длительную дистанцию.

Я равняюсь на Джея во многих аспектах. Я равняюсь на Джея в плане того, где он находится на данном этапе в своей жизни, и я равняюсь на панчлайны его альбома «4:44». Я слушаю музыку таким образом, каким большинство людей, вероятно, ее не слушают. Я ищу что-нибудь, точно так же, как они могут искать в ней что-то свое. Другие, скорей всего, ищут эмоции, или что бы это ни было, я же ищу резкость и панчлайны. У Джея много забавных панчлайнов. Для меня Джей — хороший парень, что-то вроде проводника… Он будто бы видит, что происходит в хип-хопе. Он идет в ногу со временем, а затем он делает что-то по-своему, и тогда другие люди начинают подражать ему. Для меня это удивительно. Поэтому я всегда на него равняюсь.

Сейчас нет никаких ограничений по времени. Я думаю, что мы все еще не знаем, как долго и кто сможет на самом деле продержаться в этой игре. Я чувствую, что пока у меня есть запал… У меня уже был этот разговор с Busta Rhymes, где я спросил его: «Что ты делаешь, когда ты достигаешь определенного возраста, но ты чувствуешь, что еще не потерял хватку?».

То, что я знаю, и с чем я смирился, — это то, что во мне больше нет той ярости, что была, когда я начинал. Я просто пытался совладать со своей жизнью, поэтому многое меня не устраивало, и во мне кипела злость. Тогда я просто говорил все, что было у меня на уме. Но я не знаю, был ли я так же техничен, как сейчас. Я не знаю, лучше ли я сейчас или хуже, я просто знаю, что рифмовать становится легче, потому что я думаю о еще большем количестве вещей, которые могут рифмоваться между собой, и я мог бы продолжать это бесконечно, только потому, что…

Это навык, который ты оттачивал на протяжении не одного десятилетия.

Да, я занимаюсь этим уже давно, но это не означает, что песни стали лучше.

Эминем, Complex, декабрь 2017

Что значит в твоем понимании успех?

Для меня успех — это оказывать влияние на людей. Для меня успех — это, когда я в состоянии выступать с концертами, выступать на различных площадках, искать в толпе и находить людей различной национальности. Для меня это супер-мощно, потому что я не единственный, кто может это делать. Музыка объединяет людей. Я не знаю, есть ли еще что-то, что так объединяет людей, как музыка и спорт.

Ты когда-нибудь выходил за рамки рэпа, будучи больше общественным деятелем, поднимающим те самые вопросы, о которых ты упоминаешь в своих текстах?

Не знаю, зайду ли я так далеко. Одна из причин, почему это не случится, — это то, что в интервью и прочих разговорах я не всегда могу верно сформулировать свои мысли. Но когда я все-таки это делаю, то надеюсь, что люди знают, что если я сказал что-то не то, или же я сказал это неправильно, мое сердце всегда в правильном месте. Я просто не в состоянии выразить свои мысли и то, что чувствую. Иногда мне нужно поместить все, что наполняет меня, в рифму, и вот тогда я могу выразиться лучше. Иногда, как я уже сказал, меня просто раздражает все то, что происходит с появлением Трампа. Я начинаю запутываться в своих мыслях и эмоциях. Я не знаю, был ли я когда-либо таким запутанным, потерянным, как сейчас. Это, наверное, тот момент, когда я больше всего потерян и переполнен мыслями и эмоциями, понимаешь о чем я? После выборов Обамы мы значительно продвинулись вперед. Это просто было невероятно.

Потом во главу государства встает этот парень. И на наших глазах страна такими же темпами откатывается назад. Это то, что так сильно меня расстраивает… Я не знаю. Все, что я говорю о Трампе в этом альбоме, я не думаю, что это что-то новое для него. Но надеюсь, что я смогу привлечь внимание людей, которые проснулись бы от его чуши. Как я уже сказал, похоже, что его поддержка с каждым днем становится все меньше и меньше. А ведь по сути он является президентом только своего лагеря, потому что только он и волнует его. Это единственное, что его волнует, но на самом деле он его тоже не волнует. Это такая странная своего рода динамика, потому что ему действительно плевать.

Это затрудняет написание песен? Тот факт, что ты так запутан, мешает ли тебе это?

Не обязательно. Чтобы написать рифму, я смотрю телевизор в течение 15 минут, пока обедаю или делаю еще что-то. В это время я думаю о 20-30 идеях сразу или панчлайнах, или о чем-то еще. Я не знаю, по какой-то причине я могу, как я сказал, выражать свои мысли и эмоции лучше, когда рифмую.

Эминем, Complex, декабрь 2017
Ты полон надежд?

Да, но в тоже время я полон и сомнений. Если ты понимаешь о чем я.

Твой фристайл на церемонии The Bet Hip-Hop Awards развязал дебаты между двумя группами населения. Чернокожие сказали: «Здорово. Наконец-то, самый популярный белый артист высказал то, что мы просили их сказать в течение длительного времени». Но не стоит забывать, что в Америке есть и белые люди, которые тогда ответили: «Это все чушь».

Я скажу так. Я не хочу, чтобы какой-то маленький Джонни в гребаной Алабаме или где бы то ни было еще, слушал мою музыку в своем гребаном клане. Понимаешь, о чем я? Я думаю, что именно здесь я пытаюсь прояснить ситуацию, в этом смысле.

Все предельно ясно.

Это все настолько противно. Видеть, что у нашей страны такой огромный потенциал, и, как я уже сказал, это лучшая страна в мире, но в то же время у нас множество проблем, над решением которых мы должны поработать. И мы не можем закрывать глаза, когда кто-то пытается что-то нам навязать. Творится непонятно что, и никто ничего не говорит. Как протесты НФЛ, гимн. Когда у вас есть игроки, включая черных игроков которые говорят: «Мы не имеем в виду никакого неуважения к военным. Мы любим нашу страну. Мы просто хотим, чтобы вы услышали наш голос и услышали, что происходит в некоторых районах, откуда мы пришли. Мы хотим, чтобы вы это услышали». Затем люди начинают: «О, это спорт, это спорт. Мы не хотим смешивать политику со спортом». Отвалите. Во-первых, политика всегда переплеталась со спортом. Дерьмо всегда присутствовало. Но тот факт, что когда кто-то пытается навязать вам что-то, это не означает, что они пытаются быть неуважительными. «При всем уважении, пожалуйста, послушайте нас, когда мы пытаемся сказать вам что-то».

С другой стороны, есть люди, которые думают: «Ты сделал это. У тебя есть деньги. У тебя есть деньги, так что вернись назад». Что это такое? Вот это тот момент, когда ты должен встать, только когда у тебя есть своя платформа, свои последователи. Большинство из этих ребят, которые протестуют, являются столпами в своих общинах и жертвуют деньги, понимаешь, о чем я? Я всегда стараюсь делать добро. Все, что мы просим вас, — это послушать. Дело в том, что этот ублюдок, Трамп, продолжает пытаться изменить нашу историю. Это также никто не понимает. Это подобно дымовой завесе: ты смотришь сюда и не обращаешь внимания на то, что я не делаю. Были ли хорошие люди с обеих сторон в Шарлоттсвилле? (Прим. переводчика: Речь идет о массовых беспорядках в американском городе Шарлоттсвилль, причиной которых стала борьба против уничтожения памятника генералу конфедератов). Так получается, что люди с факелами были прекрасными людьми, а игроки НФЛ — сукины дети?

Я не знаю, дружище. Я не могу вместить в свой мозг все то, что я хочу сказать. Я знаю, что если он ответит мне, у меня точно будет, чем ответить. Я больше, чем уверен в этом. У меня припасено достаточно панчлайнов и прочих рифм. Я просто жду, когда же ему будет что сказать, потому что это будет настоящим удовольствием для меня.