«Это была, безусловно, самая безумная и самая удивительная съемка в моей жизни».
Неортодоксальный стиль режиссуры Эмиля Навы заставил его уйти от традиционной съемки, которую привыкли видеть его поклонники. В прошлом году 32-летний Эмиль получил изменивший всю его жизнь звонок: написать идею для видео Эминема и Эда Ширана на душераздирающий трек «River», вошедший в новый альбом Эминема «Revival».
После съемки Ширана в красивой сельской местности его родного города, пришло время собраться силами для двух напряженных дней в Лос-Анджелесе, чтобы наконец встретиться с Эминемом и приступить к работе сразу же после Рождества. «Единственное, о чем попросили Эминем и Эд Ширан, это создать что-то уникальное», — говорит Нава. «То, что в конечном итоге получилось, было первой идеей, которую я предложил. Я подумал, что было бы здорово посмотреть на песню как на историю, повествование».
Эмиль использует иную стратегию, отличную от той, что используют большинство режиссеров. Он отрабатывает эмоции, а не придерживается строгой раскадровки. «Я бросил школу, когда мне было 16 лет и начал готовить чай и кофе на съемочных площадках», — рассказывает Нава, который скоро станет отцом. «Все, чему я научился, всегда основывалось на эмоциях и чувствах».
Журналу Billboard удалось встретиться с восходящим режиссером, чтобы расспросить о его опыте совместной работы с легендой хип-хопа, где он превратил тяжелую тему песни в многослойный документальный фильм, изменив стилистику стандартных музыкальных клипов и всего происходящего за кулисами, что в конечном итоге увидел весь мир в День Святого Валентина.
Как проходил ваш творческий процесс создания видео «River» совместно с Эминемом и Эдом Шираном?
Это был действительно захватывающий процесс; я уже много раз работал с Эдом Шираном. Я думаю, что я сделал более десяти видео с ним. Эминем — это тот артист, с которым я мечтал поработать всю свою карьеру. Когда мне позвонили, предложив написать идею для этого видео, я, конечно же, согласился. Я был как никогда взволнован.
Я думаю, что песня уже сама по себе была удивительной историей. Она выглядела как настоящий рассказ. Я не думаю, что раньше где-либо видел документальный фильм, созданный на базе песне. И это то, что у нас получилось в итоге.
Было ли у Эминема представление о том, чего он хотел, или ты полностью отвечал за творческий процесс создания видео?
Эминем и Ширан были открыты для любых идей. Они хотели, чтобы это было что-то действительно уникальное. Довольно трудно придумать видео для артиста, у которого уже есть такое богатое наследие потрясающих видео. Это выглядит так, будто у тебя есть куча идей, которые ты не можешь воплотить, поскольку Эм уже сделал несколько заметных видео, которые вошли в историю.
Единственное, о чем они просили, — это сделать что-то оригинальное. В итоге, то, что получилось, — это и была моя первая задумка. Я подумал, что было бы здорово сделать из песни повествование.
Каков был вклад Эминема на протяжении всего творческого процесса?
Эминем внес большой вклад. Это было настоящее сотрудничество. Мы хотели убедиться, что рассказывали историю песни в правильном направлении. Не было никаких моментов, когда бы мы пытались сделать что-то визуально, что не имело никакого смысла. Мы хотели, чтобы все имело смысл и указывало на повествование. Мы много говорили о различных форматах и снимали на мобильные телефоны, веб- и прочие камеры.
Мы также обсуждали и замедленную съемку. Так что, даже в этих неистовых кадрах мы смогли показать знаковые и сюрреалистические моменты с гипер-замедленным движением. Мы хотели создать эмоции с помощью визуальных эффектов, при этом представить все это в документальном стиле.
Каково это было снимать сцену, когда Эминем узнал о беременности своей подруги, и где ты использовал угол зеркальной камеры?
Это была часть фильма, которая действительно развивалась на съемке. Вообще-то, все это было импровизировано. Мы в общих чертах обсудили сцену, мы знали, что такое повествование, и мы очень старались показать историю под другим углом. Это момент, когда предполагалось, что она разговаривает со своими друзьями по FaceTime, и тут заходит Эминем, и она роняет на пол телефон. Получилось ощущение того, что вам как будто бы не следовало наблюдать за происходящим.
Каковы были временные рамки и место проведения съемки?
Все происходило довольно быстро, как и во всех других клипах. Я был в Лондоне на Рождество, у нас была совместная идея. Я снял Эда в его родном городе Саффолк. Он сам спросил, можем ли мы снимать там, как, в принципе, это происходило и раньше. Это удивительно. Место находится прямо в типичной английской сельской местности. И первый день мы отсняли именно там.
Затем мы направились обратно в Лос-Анджелес и снимали два дня там. Это было настоящее путешествие. Не было такого, чтобы мы все хотели быстро отснять все и разбежаться. У нас было время вникнуть в эту историю. Я считаю, что ты не можешь снимать быстро подобные истории, потому что должен развить повествование.
Так это была твоя идея использовать дневник и видео-конфессиональный стиль записи в видео?
Да, мы хотели, чтобы это было похоже на документальный фильм, и мы обсуждали тему песни. Мы говорили о том, чтобы привнести уникальный взгляд на историю. Я спросил, можем ли мы сделать эти интервью, одно из которых я на самом деле провел с Эдом, одно — с Эмом и одно — с нашей героиней.
Было много разных вещей, о которых мы говорили помимо песни, и я думаю, что это был другой способ найти необходимую точку зрения, а не традиционный стиль музыкального видео, который мы так часто видим сегодня. Я даже хотел убрать из видео все визуальные эффекты.
Ты говоришь, что это было что-то новое для тебя?
Да, определенно. Недавно в своей работе я изучал этот стиль, где я пытаюсь нарушить норму визуальных эффектов. Я большой поклонник мультиформата. Мне нравится смотреть на вещи с разных сторон. Мне кажется, что в современном мире визуальные эффекты как нельзя лучше отражают его философию: все рассматривается с разных точек зрения. Мне нравится такой подход.
Было ли трудно найти визуальную концепцию, которая соответствовала бы тяжелой теме песни?
Единственное, что я действительно хотел сделать с визуальной картинкой, заключалась в том, чтобы зритель чувствовал то, что чувствовал я, слушая эту песню. Это очень мощная песня. Я хотел сделать видео, которое действительно вызвало бы эту эмоцию и не работало против нее. Я просто хотел добавить эмоций к визуальной картинке.
Что ты хотел передать в заключительной сцене, когда Эминем говорит: «Эта песня значит для меня, что-то, что, мне нужно, было вырвать из моей груди»?
Это было похоже на тот момент в видео, где мы видим его изображение на стене, во время его исполнения, и она наблюдает за ним. Я думаю, что концепция в фильме на тот момент, заключается в том, что она смотрит на него, и у нее возникает чувство, что он посвящает ей эту песню. Она стоит под проливным дождем и смотрит, как он исполняет эту песню. В тот момент в интервью она чувствовала, что все замерло, и она как бы наблюдала, как для нее исполняется песня.
Я знаю, что ты не используешь раскадровку, и что у тебя неординарный стиль режиссуры. Присутствовало ли это все в видео для «River»?
Да, это действительно так. Я люблю проживать ощущения. Я никогда не ходил в киношколу. Я бросил школу, когда мне было 16, и начал делать чай и кофе на видео съемках. Все, чему я когда-либо учился и учусь, всегда основывается на эмоциях и чувствах. Я могу работать только так.
У меня всегда сумасшедшие съемки, потому что у меня есть идея или безумный список кадров, который я пишу, когда шучу во время съемки, и этот список был на 18 страниц. Словно книга. Я как бы записываю то, что хотел бы в идеале сделать, но проблема в том, что я не хочу давить на артиста. Я просто хочу быть на съемочной площадке и быть что-то вроде того: «Это то, о чем я думал, а о чем думал ты?».
Я хочу, чтобы это было что-то вроде открытого разговора на съемочной площадке, чтобы мы все участвовали в процессе. Это песня Эминема, и я хотел сделать соответствующее видео. Иногда раскадровка ограничивает тебя. Я думаю, что самое волшебное, что может когда-либо получиться из съемки, — это те самые импровизированные моменты, где ты такой: «К черту, давайте попробуем еще раз». Вот это то самое волшебство.
Я определенно думаю, что Эминему досталось от нашей совместной работы. [Смеется] На съемках я могу быть очень активным. У нас много чего происходило. Мы сами соорудили площадку и дождь в той комнате. Все было реально, и у нас не было никаких спецэффектов. Это была на сто процентов работа с камерой. Это была, безусловно, самая сумасшедшая и самая потрясающая съемка в моей жизни. Такое случается всего лишь один раз в жизни.
Ты уже посмотрел видео «River»?
Мне кажется, что я смотрел его уже так много раз. Я много работал с Эминемом над редактированием. Это было большое редактирование, потому что мы часто ломали музыку. Я посмотрел видео в тот же день, когда он вышел на YouTube, потому что я всегда переживаю, а вдруг что-то будет выглядеть не так. Здорово, что видео вышло, и кажется, что оно нравится людям.
Есть ли что-то, что ты вынес из создания «River», и что ты планируешь использовать в будущем?
Я думаю, что это попытка изменить атмосферу музыкальных клипов. Мне нравится, что Эминем дал мне возможность сделать что-то большее, чем музыкальное видео. Казалось, что это было словно многослойный пирог, и я вынес из него гораздо больше, чем я когда-либо выносил из создания некоторых других музыкальных клипов. Я чувствую, что получил больше, чем музыку и визуальные эффекты. У меня получился реальный рассказ на фоне музыке, что мне безумно нравится.