Главные герои «Несломленных» («The Defiant Ones») уже рассказали нам об их личном прошлом и основании бренда электроники, перевернувшего с ног на голову всю музыкальную индустрию.

Через год после того, как они поведали свои жизненные истории в документальном фильме HBO «Несломленные» («The Defiant Ones»), Андре «Dr. Dre» Янг и Джимми Айовин буквально выступили на бис в суде на прошлой неделе, когда они свидетельствовали по делу, возбужденному против них бывшим бизнес-партнером. Стивен Ламар подал в суд на них и на Beats Electronics за то, что они якобы лишили его роялти за дизайн наушников на сумму более 100 миллионов долларов.

Согласно иску, который первоначально был подан Ламаром и компанией Jibe Audio в сентябре 2016 года, в общем соглашении об урегулировании, заключенном между Ламаром и основателями Beats, было засвидетельствовано нарушение условий контракта. По словам Ламара, нарушение касается его прав на роялтис, выплачиваемые за наушники, дизайн которых был разработан Робертом Бруннером, известным промышленным дизайнером, и которые он предоставил Айовину и Dre. Представители Beats утверждают, что Ламар получает лицензионные платежи только с первой модели наушников, The Beats Studio make, что привело к спору о том, была ли сделка заключена касательно одного продукта, или же она также включает в себя и знаковую линейку наушников, которая появилась позднее и которая была одобрена знаменитостями.

Несмотря на то, что в 2014 году Apple приобрела Beats за 3 миллиарда долларов, Айовин и Янг все же дали свои показания перед судом на прошлой неделе, обобщив свой музыкальный опыт, историю создания своей компании и символическое наследие наушников.

Айовин выступил первым, рассказав о своем музыкальном прошлом, начиная с самих ранних этапов и первых артистов, значительно повлиявших на него: The Beatles и The Rolling Stones, которые развили в нем интерес к выполнению любой платной и бесплатной работы в звукозаписывающей студии. Его жизнь развернулась на 360 градусов в пасхальный день 1973 года, когда его попросили выйти на работу в праздничный день, чтобы заменить уволившегося помощника Джона Леннона. С того самого момента его карьера пошла в гору. «Вся моя жизнь связана с поиском людей, которые меняют культуру», — сказал суду Айовин.

Айовин познакомился с Янгом, когда тот, будучи продюсером и звукозаписывающим артистом, пытался выпустить свой дебютный сольный альбом The Chronic после того, как он расторгнул свою звукозаписывающую сделку. В то время как Айовин занимался «неукротимым басом» Dr. Dre, незаметно появился пиратский сайт Napster, который сильно возмутил Айовина. «Мы облажались, нам конец», — сказал Айовин, вспомнив свои чувства на тот момент.

Основатель Interscope Records начал встречаться с передовыми технологическими компаниями, чтобы обговорить условия сделки по цифровой дистрибуции, и после встречи с покойным генеральным директором и соучредителем Apple Стивом Джобсом в 2003 году, Айовин смог наконец получить лицензии от музыкальных лейблов, чтобы продавать музыку онлайн посредством iTunes. Отношения между Interscope и Apple привели к беседе между Айовином и Джобсом о создании наушников — разговор, в который позже был посвящен и Янг.

«Давайте добавим качественного звука на iTunes», — сказал Янг своему будущему деловому партнеру. Бэкграунд Янга в качестве продюсера и звукозаписывающего артиста подтвердил недовольство звуком тем, что наушники, упакованные с айподами его детей, искажали качество даже его собственной музыки. Янг принес в суд стенд с его личной историей: от создания своей звуковой системы с двумя вертушками, когда он был подростком и когда она познакомился Ice Cube, с которым они потом создали хип-хоп группу N.W.A. Dre показал суду 15-секундные отрывки трека 2pac’а «California Love» и своего трека «Still D.R.E.», чтобы подрезюмировать свое музыкальное становление. «Для меня очень важна инженерия», — сказал суду Янг. «То, что я передаю через музыку, не возможно прослушивать через обычные наушники», — сказал он.

Айовин убедил Янга разработать с ним колонки. «Мы можем решить твою проблему с наушниками». И в ответе Янга прозвучало название линейки наушников, которую они в конечном итоге разработали: «Дружище, я создаю биты. Я хочу сделать что-то под названием Beats by Dre».

Янг сказал, что его интересовала сделка только на один продукт, которым были студийные наушники. И хотя Янг свидетельствовал о том, что он внес свой творческий вклад в последующий Solo дизайн, он признал, что вся идея принадлежала Бруннеру, который на тот момент работал в Pentagram, крупнейшем в мире независимом агентстве, консультирующим по вопросам дизайна. В феврале 2006 года Бруннер разработал лого и дизайн для Beats и принес их Янгу и Айовину в Interscope Records. «Я не могу сказать, что мистер Ламар был на встрече», — сказал Янг. Он также отрицал, что Ламар выступил с докладом в апреле 2006 года под названием «Создание нового звукового феномена».

Когда Айовина допрашивали о различных дизайнах Beats, представленных ему на рассмотрение, он сказал: «Я не дизайнер. Все они от одной компании». Он заплатил Бруннеру, чтобы тот создал дизайн для наушников Solo, что было прописано в отдельном контракте, где упоминались размеры и условия роялти. «Я не знал, что мистер Ламар получал свой гонорар», — сказал Айовин.

Согласно докладу The Guardian, в июле 2006 года адвокаты Янга подали иск против Jibe Audio, Pentagram и Ламара, в котором вышеупомянутые стороны обвинялись в несоблюдении договорных соглашений. В апреле 2007 года Айовин и Янг подписали соглашение об урегулировании и взаимном освобождении, согласно которым Айовин и Янг согласилось платить роялти на основе «4% от базовой цены каждой проданной пары наушников». В контракте указан только один вид наушников с соответствующим описанием, в котором говорится, что этот продукт «является воплощением дизайна наушников с незначительными эстетическими изменениями».

Позднее Ламар занял позицию, оспаривая свои права на те оставшиеся гонорары, которые он не получил, и условия по которым он якобы выполнил в рамках общего мирового соглашения. «Я отказываюсь от своих претензий на интеллектуальную собственность», — сказал он. В пункте касательно Pentagram в соглашении было указано, что фирма не отказывалась от своих прав на роялти. Как гласит юридическая формулировка: «за исключением платежного обязательства, установленного в соглашении о роялти». Но по отношению к Ламару, Jibe и SLS никакой подобной формулировки не было прописано в соглашении.

«Pentagram обязуется платить мне посредством соглашения о роялти», — сказал Ламар. «Этот язык, это формулировки пытаются скрыть тот факт, что мы выпускаем нашу интеллектуальную собственность».

На перекрестном допросе Ламару были представлены четыре набора графики, каждый из которых содержал эскиз из соглашения о роялти, фотографию какой-то другой модели Beats и графический дизайн, не включенный в соглашение о роялти. Он определил, что в каждом наборе представленных ему фотографий графика, не включенная в соглашение, напоминала изображение наушников, находящееся рядом с ней, что означает, что эскиз в соглашении о роялти не может являться более поздней моделью Beats, за которые, как утверждает Ламар, ему все еще причитаются лицензионные платежи.

Ламар подтвердил, что он отказался от «всех своих прав собственности и интеллектуальной собственности» в пользу Айовина и Янга. Когда были показаны физические примеры более поздних моделей Beats в сравнении с двумя эскизами из соглашения о роялти, он сказал, что плавный переход от оголовья к чашке для ушей, симметрия этих чашек и целевое расположение логотипа «b» были уникальными конструктивными характеристиками наушников Beats, которые и отличают каждую модель. Он утверждал, что эти характеристики квалифицируются как «незначительные эстетические изменения», о которых упоминается в соглашении о роялти.