Дискуссии о роли искусственного интеллекта в музыке продолжают захватывать музыкальную индустрию. На данном этапе мы находимся на краю пост-музыкантского мира, но во многих отношениях это происходило и раньше.

Как повествует история, на изменения в музыке больше всего влияет контекст, в котором она потребляется, а не технология, которая ее создает. Например, в то время как музыкальные инновации 20-го века (драм-машины, искажение и выборка) изменили способ звучания музыки, они по-прежнему используются на стандартном трехминутном треке с припевом и куплетом — формат, который закрепился с того момента, как он был одобрен радио. Но такие платформы, как TikTok и потоковые сервисы, позволяющие аморфные альбомы и плейлисты, меняют структуру песен еще больше, чем искусственный интеллект. На самом деле, данные говорят о том, что в эпоху стриминга песни стали короче и, под влиянием социальных медиа, более исповедальными.

Поэтому возможности искусственного интеллекта в музыке более сопоставимы с синтезатором, драм-машиной и сэмплером; тем не менее, все это не может полностью заменить музыканта. Это всего лишь еще один творческий инструмент. Композиторы, которые не играют на инструменте (многие успешные исполнители хип-хопа,например, Моррисси, Джелло Биафра), по-прежнему считаются артистами, и искусственный интеллект означал бы, что эти артисты стали бы нормой, а не исключением. Таким образом, загвоздка музыкального бизнеса состоит в решении задачи касательно того, смогут ли технологии создать привлекательную общественную личность, которая бы резонировала с аудиторией лучше, чем сам артист, A&R или отдел маркетинга. С этой целью музыкальная индустрия должна быть меньше озабочена тем, что AI будет делать на музыкальном фронте, а больше фокусироваться на его маркетинговой стороне: на стороне публики, обращенной к артисту. Эта концепция была впервые разработана композитором и теоретиком музыки Эдвардом Т. Коном, который обсуждал в своей книге «Голос композитора» («The Composer’s Voice») связь между текстами песни и личностью, переданной композитором.

AI влияет не только на музыку, но и на всю медиа-экосистему в целом. Учитывая инновации в машинном обучении и генерации изображений, мы постепенно становимся свидетелями резкого сдвига в розничной торговле в отношении медийных личностей. Теперь, когда появился insta-shop, новый сервис Инстаграма, известные блогеры превратились буквально в сам магазин. И тут возникает вопрос, увидим ли мы волну поддельных медийных лиц, и будет ли общественность переживать, реальные ли это люди или нет?

Популярная цитата среди артистов и предпринимателей, часто приписываемая физику Деннису Габору: «Мы не можем предсказать будущее, но мы можем его изобрести». Поэтому появление AI в музыке вызывает вопрос о том, кто же изобретает это самое будущее.