Анализ, который вы увидите ниже, был предоставлен стриминговым сервисом Spotify, а именно его директором по экономике Уиллом Пейджем. Уилл объясняет, как в 2016 году мировая индустрия музыкальных прав выросла с впечатляющим отрывом. С момента своего присоединения к Spotify в 2012 году, Пейдж смог предоставить новые идеи касательно «Анатомии Хита», а два года назад он обозначил первую в истории цифру, определившую глобальную стоимость музыкального авторского права.
Чего на самом деле стоит вся музыкальная индустрия?
Такой, казалось бы, простой вопрос оставался без ответа на протяжении многих лет, пока Music Business Worldwide не опубликовал релевантные данные по 2015 и 2016 годам.
Лучше поздно, чем никогда: теперь нам доступен последний анализ всей музыкальной индустрии за календарный 2016 год. Что отличает этот анализ от любой другой работы — это то, что он суммирует доходы по авторским правам со всей индустрии – доходы от лейблов, паблишеров и организаций коллективного управления (CMOs).
Spotify проделал огромную и важную работу. Данные стали доступны к публикации благодаря IFPI, CISAC и MiDIA, а также опыту Криса Кэри в Media Insight Consulting.
Итак, давайте поближе рассмотрим эти данные.
В календарном 2016 году, последнем году, когда мы можем охватить все источники дохода, общая стоимость авторского права на музыку в мировом выражении составила почти $26 млрд., что представляет собой рост на $1,5 млрд. (+6,1%) по сравнению с 2015 годом.
Это гораздо большая цифра, чем стоимость записанной IFPI (Прим. переводчика: International Federation of the Phonographic Industry – Международная федерация производителей фонограмм) музыки в том же году, которая составила на $16 млрд.
В отличие от этого показателя IFPI, наши цифры отражают любой вклад Spotify, который он сделал в развитие артистов и, что важно, авторов песен, а также некоторые из других источников дохода.
Ежегодный рост в $1,5 млрд. впечатляет, если учесть, что в прошлом году общий годовой глобальный доход от авторских прав вырос на значительно меньшую сумму – всего $941 млн.
Что особенно примечательно, так это то, что все три компонента нашей итоговой цифры: записанная музыка, паблишинг и организации коллективного управления (CMOs) — в целом росли теми же темпами на протяжении 12 месяцев.
С поправкой на «двойной учет» мировые доходы лейблов в 2016 году выросли на 5,6%, в то время как прямые доходы от авторских прав выросли на 6,3%.
Между тем, общий доход CISAC (Международная федерация обществ охраны прав авторов и композиторов) вырос на 6,8%.
В прошлых версиях этого анализа было больше различий в темпах роста, но теперь мы видим, что темп значительно увеличился (см. график ниже).
Другим важным результатом этого анализа является разделение столь сложного бизнеса на два простых лагеря: лейблы и артисты с одной стороны; авторы песен, паблишеры и CMOs — с другой.
Подобное деление дает место некоторой критики стриминга в общем контексте, поскольку, как иногда считается, стриминговые сервисы платят слишком мало паблишерам и авторам песен в сравнении с лейблами.
Вычисление глобальной стоимости авторского права позволяет нам получить уникальный целостный взгляд на долю каждого куска во всем пироге.
Да, это правда, что в стриминге лейблы и артисты получают львиную долю прав. Но в таких областях, как синхронизация (телевидение и кино), большие права (театры) и публичные выступления (розничная торговля) лишь единицы паблишеров зарабатывают значительно лучше, чем лейблы. В результате, деление лейбл/паблишинг по всему музыкальному ландшафту прав в плане общей прибыли составило 57/43 в 2016 году (см. график ниже).
Эта информация позволяет нам сделать шаг назад и изучить конкретные области цепочки создания стоимости, на которые стриминг может оказывать положительное влияние. Возьмем, к примеру, синхронизацию музыки (использование музыки на телевидении, в кино, играх и рекламе), которая является основой паблишингового сектора.
Так вот, по оценкам экспертов, в 2016 году от синхронизации около $800 млн. должно было уйти только паблишерам. По данным IFPI, для сектора записанной музыки эта цифра составила $400 млн. в том же году.
Да, видно, что стриминг помогает рынку синхронизации расти. Способность «определить и идентифицировать» музыку может быть дополнена ее размещением в фильмах или телешоу.
Аналогичная дополнительная выгода может быть применена и к сектору публичных выступлений, который находится за пределами этой оценки, поскольку он не связан с авторским правом как таковым, но стоит даже больше, чем само авторское право. По данным PwC, Pollstar и MIDIA годовой объем продаж от живых выступлений составил около $30 млрд.
Добавив эти данные в нашу статистику за 2016 год, мы получим, что общий годовой доход всей музыкальной индустрии (от паблишинга, записанной музыки и живых выступлений) составил более $50 млрд.
Мы вернемся к этим данным в декабре, чтобы опубликовать результаты уже 2017 года и проследить темпы роста дохода индустрии.