Один из основателей американского звукозаписывающего лейбла Interscope Records, идеолог музыкального сервиса Beats и исполнительный директор Apple Music, Джимми Айовин, предупреждает о сверхоптимизме в стриминге: «Сегодня стриминговые сервисы не приносят никаких денег».
«Проблема пока не решена. Еще не нашлось решение».
Прошло три с половиной года с тех пор, как Джимми Айовин покинул свой пост генерального директора Interscope Geffen A&M, чтобы запустить и развивать стриминговый сервис Apple Music. Но это не мешает ему размышлять о текущих проблемах, с которыми сталкиваются лейблы на сегодняшний день, и о том, что вообще происходит в современной музыкальной отрасли.
Буквально недавно в NeueHouse Hollywood в Лос-Анджелесе состоялся официальный ужин с Джимми Айовином и Алленом Хьюзом, ставшим режиссером четырех частей документального сериала «Несломленные» («The Defiant Ones»). Фильм фокусируется на истории становления карьеры Айовина и Dr. Dre, его партнера по разработке Beats Electronics. Журналисты, как тому полагается, задавали им вопросы и делились своими мыслями касательно современной музыкальной индустрии. Мероприятие было сфокусировано на цифровом выпуске «Несломленных», состоявшегося в конце ноября, а также на релизе сериала в формате Blu Ray, объявленного во на прошлой неделе. Тем не менее, темы часто уходили в сторону эзотерики.
«Никто не говорит о своих чувствах», — говорит Айовин, подчеркивая тем самым недостаток искренних музыкантов в индустрии, готовых занять правильную позицию. «Люди говорят нам танцевать, они говорят нам любить, они говорят нам заниматься сексом… Но большинство из них не говорит о том, как они себя чувствуют».
Когда в 2014 году Айовин переключил свое внимание с лейблов на музыкальные технологии, он был известен как самый успешный руководитель крупного лейбла за последние 25 лет. Его восхождение на вершину индустрии запечатлено в «Несломленных»: начал он с роли инженера Брюса Спрингстина и Джона Леннона в начале 1970-х годов, затем он продюсировал Тома Петти, группу Heartbreakers, Стиви Никса и U2. А уже в 1990 году Айовин стал со-основателем лейбла Interscope, на который он подписал Тупака Шакура, Nine Inch Nails, No Doubt, Мэрилина Мэнсона, Эминема и многих других.
История же Dr. Dre рассказывается в параллельном повествовании до момента встречи с Айовином. Это момент, когда их жизни тесно переплетутся на долгое время: начиная с Aftermath Records, лейбла Dre, а позже и Beats, брэнда, созданным Dre и который в дальнейшем станет Beats Electronic и Beats Music, оба которые были проданы Apple за $3 млрд в 2014 году.
Айовин и Хьюз пояснили, что название «Несломленные» не ссылалось непосредственно на Джимми (хотя его случай отлично вписывается в стилистику сериала). Оно относилось к различным артистам, с которыми он работал, и многие из которых появляются в интервью на протяжении всей картины.
«Когда я снимал фильм, у меня было ощущение, что я писал любовную записку чему-то, что никогда больше не повторится», — сказал Хьюз после того, как разговор зашел о социальных медиа и о том, как социальные посты могут передавать состояние людей.
«О чем думает старик подобно тому, как 13- или 14-летний ребенок, который увидит какую-нибудь интересную вещь и заявит: «Я ее хочу», — говорит Айовин, которому уже 64 года. «Он увидит Тупака, Эминема и Брюса Спрингстина и скажет: «Я хочу кого-нибудь из них».
Айовин продолжил свою мысль, приводя уроки, извлеченные из первых дней работы в диспетчерских звукозаписывающих студий: «То, что я усвоил, еще будучи ребенком, это то, что в музыке или любом другом искусстве главное на сегодняшний день — это то, что происходит в этот момент по другую сторону стекла. Поэтому я хочу, чтобы Dre был Dre, Тупак — Тупаком, Мэнсон — Мэнсоном, Трент — Трентом. Я хочу, чтобы Гвен была Гвен, а Мэри Джей Блайдж — Мэри Джей Блайдж. Я вижу это именно так. Во мне нет ничего оригинального. Вся оригинальность в них. Вот почему на данный момент я не могу находиться в звукозаписывающем бизнесе, потому что во мне недостаточно этой самой оригинальности. Так зачем мне это делать?».
Далее беседа перешла на нынешнюю нишу Айовина и обсуждение глупости, которую совершают лейблы, и которая заключаются в слишком большой вере в технологии.
«На сегодняшний день стриминговые сервисы находятся в проигрышной ситуации. Нет никакой маржи, они не приносят никаких денег,» — говорит Айовин. «Amazon продает Prime; Apple продает телефоны и iPad’ы; Spotify… Им предстоит выяснить, как заставить их аудиторию покупать что-то еще. Если завтра утром [генеральный директор Amazon] Джефф Безос проснется и скажет: ’Знаете что? Я слышал цифру «$ 7,99». Я не знаю, что она означает’. Но при этом кто-то скажет: ‘Почему бы нам не применить эту цифру $7,99 к музыке?’ Угадайте, что произойдет?».
А произойдет то, что это поставит в тупик всю стриминговую бизнес-экосистему и, вероятно, подорвет ведущего в отрасли Spotify, который даже через девять лет после своего запуска по-прежнему не в состоянии генерировать прибыль.
«Стриминговый бизнес — это не большой бизнес», — продолжает Айовин. «Он прекрасно работает в плане больших компаний: Amazon, Apple, Google… Конечно, это небольшой кусок их бизнеса, но Spotify является единственным автономным, верно? Поэтому, им необходимо выяснить, как стать настоящим полноценным бизнесом, приносящим деньги».
Рассуждая о текущих проблемах, Айовин отметил трудности, с которыми неизбежно сталкиваются лэйблы в современных условиях рынка и которые связаны с роялтис. Поскольку права на старые альбомы каталога приближаются к датам расторжения контрактов, лейблам будет трудно договориться о новом типе распределения долей, которые ранее переходили к ним по умолчанию. В плане новых релизов происходит следующее: артисты начинают обсуждать контракты, когда у них уже есть миллионы поклонников за спиной, и благодаря чему они заключают более выгодные сделки, чем когда-либо. «Это все здорово, но я еще раз повторю, что существует общая проблема… И эта проблема пока не решена. Еще не нашлось то самое решение. И я мог бы указать на эти проблемы, потому что я живу этой индустрией. И некоторые из них должны быть урегулированы как можно скорее».
Джимми продолжал высказывать свои мысли, становясь все более и более взбудораженным: «Место технологий в жизни, лично для меня, подобно медицине. Это как наука: видите проблему, исправьте ее. Не надо думать о том, какие еще аспекты она задевает. Возьмем, к примеру, случай с атомной бомбой. Все говорили: ‘О, мы собираемся разделить атом’. Никто не говорил: ‘Ты знаешь, что погибнут люди в Хиросиме?
Звукозаписывающая индустрия не знает, куда заведут ее технологии. Да, в прошлом они значительно ей помогли. Я приведу вам следующую цепочку событий: альбом изменил бизнес; кассета, содержащая 8 треков, изменила бизнес; CD взорвал бизнес; что было следующее? МР3… Появление этого формата сократило бизнес в полтора раза. Так что, подобное может произойти в любое время. Только никто не знает, когда именно. Каждый все еще должен выяснить свою роль в этой индустрии, где он пригодятся».
Айовин заявил, что бизнес «на 100 процентов» излишне оптимистичен по поводу текущего положения дел. Как оказывается, цена не является проблемой для стриминговых сервисов. Проблема — это бесплатные альтернативы, которые подрывают систему в целом. Это напоминает ситуацию со стриминговыми платформами кино и телевидения, которые так и не нашли решения этой проблеме. В качестве яркого примера Айовин привел Netflix, который в 2017 году потратил $6 млрд на оригинальный контент, в то время как взимал с клиентов $9,99 или $11,99 за неограниченный доступ к его уникальным предложениям, в том числе ТВ и кино, на которые у Netflix исключительная лицензия. В то время как все музыкальные цифровые стриминговые платформы предлагают один и тот же контент.
«Таким образом, у Netflix есть оригинальные контент, который оценивается в $11.99», — говорит Айовин. «В плане музыки…. Музыка доступна каждому. Кроме того, существуют бесплатные функции, каждая песня есть на YouTube. Так как же мы можем взимать $11.99 с клиента? Я например, не согласен. Я плачу, когда могу получить ту же самую музыку бесплатно…. Как так? И это огромная проблема».
Даже если она была бы решена, возможно было бы хоть как-то урегулировать ценовой вопрос?
«Не знаю», — ответил Айовин. «Я думаю, если бы масштабы этого аспекта были бы достаточно большими, то можно было бы добиться меньших цен. Представьте, что вы живете в Канзасе, и у вас нет работы, зато у вас бесплатный доступ к YouTube, Pandora, Spotify …. Если на вашей улице есть ресторан, где еда похожа на ту, что подают в ресторане, который находится на горе с прекрасным видом. Только тот ресторан, что на вашей улице, бесплатный. Разумеется, что люди будут ходить туда. Они будут пользоваться бумажными полотенцами, им будет плевать на салфетки».
«Это проблемы, с которыми приходится сталкиваться звукозаписывающей отрасли на сегодняшний день. И я не знаю, решают ли их как-то или нет». — добавил Джимми. «Это уже не моя работа. По крайней мере, не на данный момент».