Лучше Позднер, чем Джигурда. С запозданием пишу рецензию, которую анонсировал ещё в 2015-м году.
В конце октября Дейв Ган (Depeche Mode) и музыканты Soulsavers выпустили второй совместный релиз (первый вышел еще в 2012 году). В одном из интервью Дейв говорил, что у него накопилось много нового материала, и он захотел попробовать «сделать это снова» с музыкантами Soulsavers. Это у них получилось на невероятно высоком уровне.
Альбом Angels & Ghosts оказался столь ж чарующий, как и прежние, но с менее «упадническим» настроением. Мне показалось, что он посвящён извечной теме борьбы «добра и зла, света и тьмы». Однозначно настраивает на позитивный лад, вселяет «надежду на завтра», открыто проповедует идею «жизни в радости» и существования «здесь и сейчас».
О звуке: звучание максимально аналоговое, Саунд тёплый, или, как сейчас модно говорить, «ламповый». Гитары со слайдером, орган, волшебные «бэки», вероятно, напетые чернокожими вокалистками, – всё это погружает нас в атмосферу конца 60х и начала 70х, но с «современным взглядом» на звучание этих инструментов. Ну и, конечно, такой зрелый, чарующий и вводящий в транс голос Дейва. В целом, альбом мне показался блюз–роковым или даже ритм–н–блюзовым.
SHINE
Первый трек с альбома — «Shine», или «Свет, сияние».
Когда я говорил о том, что альбом вселяет надежду на завтра, я именно эту песню имел в виду. В ней есть такие слова:
«И да, мы всё можем,
Ты и я,
мы все,
мы через все пройдем,
мы станем сиять»
Что это, если не призыв к «жизни в радости и благодати» ? Стремление с спасению и просветлению, к счастью на земле? Я такого давно не слышал, да к тому же ещё в невероятно мажорном звучании. Браво, Дейв и Ко. Браво.
YOU OWE ME
Кажется, будто сам Господь поёт мне этот госпел. О том, что со всем мне будет под силу справиться. О том, что Он не оставит меня за бортом своего корабля, если я доверюсь Ему, отправившись с Ним в плавание.
Под стать — завораживающие интонации Дэйва:
«Когда зажигаются огни,
Опускается чья-то рука,
Слышится песня ангелов —
Прекрасные звуки.
Когда зажигаются огни,
Опускается чья-то рука,
Звонят колокола —
Прекрасные звуки…»
Ощущение «проповеди» — причем на протяжении целого альбома. Но эта проповедь звучит на таком близком и понятном языке, что хочется ловить каждое слово, звук и все придыхания Дейва. Маэстро…
TEMPTED
С «искушением» женской плотью сталкивались все. Особенно оно беспощадно, когда женщина смотрит свозь твоё тело, в самую твою суть. И видит тебя тем, кем сотворил тебя Господь. По образу и подобию. Это «непонимание» ужасно. Ты хочешь от неё всего земного (радости, смеха, секса и единения в тишине), а она от тебя — божественной любви. Ты даёшь ей то, что хочет от тебя она, а сам, пресытившись, теряешь к ней всякий интерес. И вопрос лишь в том, чтобы сознаться…
«…Я не понимаю,
Чего ты хочешь от меня.
Я не могу стать
Тем, кем ты хочешь меня видеть, —
Ангелом…
Она может пасть, но она не солжет,
Ты же видишь ее глаза:
Они не ошибаются.
Она точно знает, когда наступит конец,
Она просит только не притворяться…»
ALL OF THIS AND NOTHING
Заглавная песня с альбома. Абсолютно хитовая. В темпе 120 ударов в минуту. Крик измученной души, оказавшейся в плену иллюзий и пороков:
«Во мне — все, и я — ничто:
Я — грязь под твоими ногами,
Я — солнце, восходящее, когда ты еще спишь,
Я — все, что тебе нужно.
Черная вода поднимается высоко — тяжело дышать,
И за окном моим — призраки, не отпускающие меня.
Но выйди из темноты».
Одиссею тяжело — и это самое малое, что можно сказать. Пробиваться сквозь волны с перехлестом и ветер, бьющий в лицо, задыхаться от соленой воды… Да еще эти чудовища, преграждающие путь и не дающие двигаться вперед. Но он все равно плывет, плывет — из последних сил, потому что все еще помнит: впереди непременно будет солнце — и да, «земля, капитан, земля!»
ONE THING
А вот и то самое «только одно», что даст нам спасение от тьмы, подарит силы, поможет выжить и прожить остаток дней достойно – в мире с собой и окружающими… Баллада океанического масштаба: сама бесконечность, сама безмятежность… Поневоле видится образ «лебедя–берегини» в небесах над океаном или девы Марии с младенцем. Сколько же в ней надежды, человечности и тепла… Это как поцелуй мамы в детстве, как объятия папы после работы, как завтрак от бабушки в деревне:
«Есть в этом нечто,
Когда ты любуешься звездами
И думаешь, как же можно до них добраться?
Ничего не говори,
Просто ложись рядом со мной —
И мы будем вместе смотреть всю эту бесвкусицу по ТВ.
Сегодняшний мир преобразился.
Всем все равно,
Но не слушай никого —
Они не знают, за что сражаются.
А тебе нужно только одно —
Любовь».
DON’T CRY
Рекомендовано дамам расставшимся со своими спутниками, для танцев «пьяного в дребезги стриптиза» на барной стойке. По музыке и тексту — совершенный блюз. «Песня-утешение». Что-то типа «Всё ещё будет», только в миноре и с налётом декаданса. Женщины, наденьте красивое бельё и порадуйте своих любимых стриптизом. Она для этого идеально подходит:
«Я нашел тебя на полу в подвале,
Ты чувствовала, как время
Стучится в двери.
Он же подарит тебе все,
Но ты попросишь большего.
Ты стоишь на дороге в никуда —
Да, дорогая моя, именно так.
Все по-старому:
Тебе не нужно лгать,
Все это ничего не значит —
Я постараюсь объяснить.
И не плачь сейчас, не плачь,
Все будет хорошо…»
LATELY
Светлая элегия о том, что люди — нет, не расстались, но отдалились и перестали друг друга понимать. И о том, как не хочется терять то, что так когда-то согревало обоих. О том, что это по сути – преступление против Бога. Песня-сожаление — и тем не менее, очень светлая: эту атмосферу создают труба и струнные. Такая безмятежность — вынуждена, и более того — неизбежна:
«С недавних пор я не чувствую тебя рядом,
Пустота внутри окончательно разрослась.
С недавних пор я потерял время,
Мое терпение высохло, подобно реке.
С недавних пор мне стало все равно,
Я просто смотрю в одну точку на полу.
С недавних пор я не чувствую твоих рук,
Я холоден, мне пусто — как было когда-то.
Давай уплывем».
THE LAST TIME
Песня-покаяние. Это – уже не отчаяние, не крик, не метания. Это – абсолютное смирение с тем, что вот–вот придёт конец. И тут даже не столь важно – завершение это жизни или же отношений между мужчиной и женщиной. Значим призыв к осознанности. Жить честно, здесь и сейчас, как в последний раз. «Выполнено» в мрачных блюзовых тонах.
«Одной рукой в кармане,
Одной ногой в могиле.
Стою здесь, жду, когда меня спасут,
Это будет последний раз —
И чаша терпения иссякнет.
Нет,
Только не спеши.
Ты когда-нибудь шел за Иисусом?
Он живет в пригороде Лос-Анджелеса,
Он уже на пути, Он вот-вот будет здесь.
Вот тут он молится,
И это будет последний раз —
Когда он выцарапает все мои беды.»
MY SUN
Девятая, заключительная глава превосходного эпоса. Это путешествие подошло к концу… и всё. По факту, битва проиграна. «Путник» сдался бесам. Его пристанище – ад. Со всей его беспощадностью и бесконечным одиночеством. Но даже в нем, сквозь тучи, он видит солнце. И пока он его видит, надежда на исцеление жива. Душа всё ещё себя осознаёт — и нет ничего невозможного… Остается двоякое ощущение: с одной стороны, понимание конечности пути, но с другой — надежда еще сияет этим самым «солнцем». Надежда — то, чего нам всем не хватает.
«Под теплым солнцем,
В объятиях дьявола
Я заплатил за все,
Пообещал остаться здесь.
Я чувствую твою печаль, я чувствую твою боль,
Но из-за самых темных туч снова выглянет солнце —
Мое солнце».
«Капитан судна» не сдаётся, он видит свет своего солнца и плывет прямо на него. Призраки его окружают, но впереди него — все еще тот «свет», с которого всё началось (помните первую песню «Shine»?). Круг замкнулся. Бесконечность обозначилась и здесь. Точку ставить нет смысла. Пока жива надежда, «ничто не кончено» и «всё возможно».
РЕЗЮМЕ
Великолепный «трип». История, рассказанная на языке предельно понятном и вместе с тем невероятно изысканном. Очень мне не нравится слово «концептуально», но тут по-другому не скажешь. Действительно «цельно». Прекрасная работа. Если говорить о музыке, то всё здесь – аккомпанемент для «рассказчика–Дейва». Почти везде звук почти прозрачный, но всё же тёплый. Браво звукоинженерам! Спасибо всем создателям альбома за то, что пригласили нас в это незабываемое путешествие. Те, кто ещё не прикоснулся своими ушами и воображением к этой музыке и словам, просто сделайте это — прямо сейчас!
Всего самого доброго. Я люблю вас.
(с) Сергей Арещенко, для MusicHQ.