По данным Международной федерации производителей фонограмм и видеограмм (IFPI), мировые доходы от музыкальных продаж достигли $19,1 млрд. Этот рост вполне устойчив, хотя сам рынок претерпевает драматические изменения. Ниже вы можете ознакомиться с десятью тенденциями, которые радикально изменят музыкальный бизнес уже в ближайшие годы:

music industry trends_апрель_2019

1. Стриминг обойдет радио. Молодые слушатели все больше отказываются от радио в пользу стриминга. Только 39% 16-19-летних слушают музыкальное радио, в то время как 56% используют YouTube вместо музыки. Поколение Z (Gen Z) вряд ли когда-нибудь станет полностью слушать радио. Поэтому, если если вы пытаетесь помочь новому артисту завоевать молодую аудиторию, то радио вам в этом не поможет. Что еще хуже, подкасты, как например Netflix Moment, могут начать забирать более взрослую аудиторию. Это, по сути, демографическое движение.

2. Стриминговая дефляция. Потоковая музыка опередила инфляцию. Подписка за $9.99 с 2009 года выросла до $13.36, это с учетом инфляции. Сравните это с Netflix, для которого цена с поправкой на инфляцию составляет $10.34, но фактическая цена на 2019 год составляет $12.99. Netflix остался впереди инфляции; Spotify и прочие сервисы остались позади. Для Netflix намного легче увеличить цены, поскольку у компании есть эксклюзивный контент, а вот правообладатели и потоковые сервисы должны найти способ приблизить цены к инфляции. Увеличение рыночной цены до $10.99 было бы хорошим началом, и тот факт, что многие подписчики Spotify готовы платить $13 в месяц через iTunes, показывает, что на рынке существует ценовая толерантность.

3. Давление каталога. Обширный каталог был инвестиционным фондом лейблов на протяжении многих лет. Но ввиду того, большая часть каталога стала доступна онлайн, каталожная ценность буквально перевернулась с ног на голову (в эпоху потоковой передачи Spice Girls стоят больше, чем The Beatles!). Лейблы по-прежнему получают высокий доход от наследия легендарных артистов. Например, в 2018 году UMG выпустила специальное издание The Beatles. Но для оценки каталога требуется новый долгосрочный подход. Ситуация осложняется еще тем фактом, что в настоящее время лейблы заключают множество сделок на свои услуги и, следовательно, не создают никакой последующей каталожной стоимости.

4. Лейблы как агентства по предоставлению услуг (LAAS). Артисты теперь могут создавать свои собственные виртуальные лейблы на базе разнообразных платформ, предлагающих для этого различные услуги. Среди таких платформ 23 Capital, Amuse, Splice, Instrumental и CDBaby. Следующим логичным шагом является поиск третьего лица, которое бы объединило и организовало все эти услуги на одной платформе (открытие для Spotify?). И лейблы должны опередить эту тенденцию. Им необходимо научиться деликатно сообщать о своих навыках и активах, которые они могут привнести в развитие и становление артиста. Например, выделенный персонал, наставничество и поддержка артиста и репертуара (A+R).

5. Нарушение цепочки создания музыкальной стоимости. LAAS является лишь частью более широкой тенденции, которая разрывает цепочку создания музыкальной стоимости. Подобная ситуация обусловлена тем, что определенные заинтересованные стороны пытаются расширить свои роли. Это относится к потоковым сервисам, подписывающих артистов на лейблы, запускающих эти самые сервисы. Все становится только запутаннее. При таком раскладе практически все станут врагами друг друга.

6. Рост бандлов (пакетов услуг, в который входит доступ к музыке), предлагаемых крупными техническими компаниями. Amazon стала первой такой компанией, запустив тариф Prime. Apple, вероятно, последует этому примеру, но со своим видением бандла. Музыка станет просто частью пакета услуг, предлагаемого техническими компаниями, и им придется бороться за превосходство, особенно в ультра-конкурентном мире «экономики внимания».

7. Глобальная культура. Стриминг, в частности YouTube, продвинул латинскую музыку на мировую сцену, и вскоре мы сможем увидеть, как Spotify и T-Series объединят свои усилия, чтобы таким же образом продвинуть индийскую музыку на мировой рынок. Западные лейблы стандартно отреагировали на сложившуюся ситуацию – они заключили сотрудничества между своими артистами с латинскими исполнителями. Однако более важная проблема заключается в том, что то, что выглядит как глобальная тенденция, может вообще не быть как таковой, а просто отражать размер региональной фанатской базы. В старом музыкальном бизнесе англоговорящие артисты считались мировыми суперзвездами. В будущем глобальный фэндом будет представлен гораздо большим региональным разнообразием. Рост местных рэп-сцен в Германии, Франции и Нидерландах является примером того, что потоковая передача позволяет местным культурным движениям «красть» местный успех у мировых артистов.

8. Пост-альбомное творчество. Полдесятилетия назад большинство новых исполнителей все еще хотели создавать альбомы. Теперь же новые исполнители стриминговой эры все чаще не хотят ограничиваться форматом альбома, а вместо этого хотят выпускать отдельные треки, чтобы поддерживать свои фан-базы. Альбом по-прежнему важен для известных артистов, но уже для следующего поколения артистов его важность будет практически никакой.

9. Пост-альбомная экономика. Лейблам придется ускорить переход к экономике пост-альбомов. Им придется напрячься и найти способ, как увеличить маржу с более фрагментированным доходом, несмотря на необходимость инвестировать аналогичные суммы денег в маркетинг и создание профилей артистов.

10. Поиск другого формата. В 1999 году музыкальный бизнес процветал, опираясь на давно устоявшийся, успешный формат, который не имел преемника. 20 лет спустя мы находимся в похожем месте, но теперь мы имеем дело со стримингом. Дни подлинного формата закончились, поскольку у нас больше нет специального музыкального оборудования для его создания. Тем не менее, аргументы в пользу новых коммерческих моделей и пользовательского опыта вполне ясны. С точки зрения цифрового музыкального опыта за последнее десятилетие за пределами Китая, например, мало что изменилось. Даже инновации в плейлистах зашли в тупик. Одним из потенциальных направлений является социальная музыка. Потоковая передача монетизировала потребление; теперь нам нужно монетизировать фэндом.