На прошлой неделе редакция Billboard праздновала десятилетие знакового музыкального видео «Single Ladies». Billboard заглянул в прошлое, настоящее и будущее этого видео. Даже на сегодняшний момент этот клип кажется как никогда актуальным. В данной статье мы подробно разберем десятилетний период, за который стало возможным появление и дальнейшее утверждение, пожалуй, самого легендарного музыкального видео величайшей звезды 21-го века. А также узнаем, почему его наследие длится даже десятилетие спустя.

Во время выступления в Сент-Луисе в рамках своего мирового турне 2016 года Бейонсе и ее танцоры, включая ее главного танцора Эшли Эверетт, должны были помахать руками под заключительные аккорды «Single Ladies (Put A Ring On It)» и уйти со сцены, но, ко всеобщему удивлению, Бейонсе этого не сделала. Энергичный бас продолжал звучать со всех сторон в то время, как она застенчиво шагала по сцене, пока не повернулась на своих каблуках и не просигнализировала джентльмену в белом пиджаке присоединиться к ней. Джон Сильвер, парень Эверетт, оказался в центре внимания. Выйдя на танцпол, он буквально ошарашил свою любовь обручальным кольцом. Ситуация прекрасно вписывалась в мотивы «Single Ladies». «Если она тебе нравится, то одень на нее кольцо»: Джон так и сделал. Эверетт же, сверкнув своим новоиспеченным бриллиантом, продолжила танцевать связку, в создании которой она принимала активное участие.

Это потрясающе, что такой судьбоносный момент произошел именно в середине выступления «Single Ladies». Эта песня оказалась главной преобразующей силой в жизни Бейонсе и ее ближайших сотрудников. Эверетт всегда была рядом с Бейонсе, пока они готовились к съемкам клипа на песню «Single Ladies». За три месяца до начала съемок они и хореографы Франк Гатсон Младший и Жакель Найт неустанно оттачивали каждый удар, каждый твист и поддержку, и все те движения танца, который в последствии станет одним из самых культовых танцев в истории поп-музыки.

Клип на «Single Ladies» был снят сразу после видео на «If I Were A Boy», который изначально был запланирован как часть шоу Бейонсе «I Am… Sasha Fierce» ». «If I Were A Boy» был задуман как мини-фильм, полный диалога, интриг и ключевого сюжетного поворота, чтобы соответствовать интенсивности всей любовной баллады. Бейонсе находила время для создания этого видео, учитывая что, она собиралась сниматься в роли Этты Джеймс в фильме 2008 года «Кадиллак Рекордс» («Cadillac Records»), и у нее уже была ведущая роль в фильмах «Девушки мечты» («Dreamgirls») и «Розовой Пантере» («The Pink Panther»). Режиссером этих двух видео стал Джейк Нава, который регулярно работал с Бейонсе с 2003 года, когда они сотрудничали в создании клипа на «Crazy In Love», которое стало ее сольным прорывом. Но у «Single Ladies» также был Гатсон, который тесно сотрудничал с Бейонсе в качестве хореографа и креативного режиссера с ее первых дней в качестве сольного исполнителя вплоть до ее мирового турне 2013 года «Mrs. Carter”, после которого в команде Бейонсе появился молодой и голодный Найт, где он находится и по сей день.

«If I Were A Boy» — это выдающийся в видеографии Бейонсе клип, раскрывающий ее актерские таланты. Тем не менее, «Single Ladies» затмил его как культурный феномен. Премьера «Single Ladies» состоялась одновременно с премьерой клипа «Boy» на телешоу MTV «Total Request Live» в октябре 2008 года. Клип на «Ladies» закрепил за Бейонсе статус тройной угрозы, которая с легкостью может совмещать изящество балерины и грозную танцевальную напыщенность. Это стало отправной точкой для некоторых из ее наиболее ключевых творческих коллабораций. Видео продемонстрировало нам поп-звезду, владеющую музыкальным видео, как революционной средой на уровне, котором ее сверстники не могли даже себе представить возможным. Пожалуй, самое главное, это то, что видео создало прецедент артиста, который смог удивить своих поклонников еще задолго до того, как установить визуальный альбом в качестве нового формата.

Ниже Нава, Гатсон и Найт делятся своими мыслями по поводу создания «Single Ladies», о своем вкладе в этот видеофильм и его эфффекте на поп-музыку, какой мы ее знаем на сегодняшний день. Billboard также пообщался с Эбони Уилльямс, танцовщицей, которая была в трио с Бейонсе и Эверетт; Лоррейн Шварц, дизайнером бионической перчатки Бейонсе; и Бобби Мойниханом, который придумал одну из самых веселых пародий на «Single Ladies» и исполнил ее на Saturday Night Live. Хотя их опыт отличается, все они единодушны по двум пунктам: Бейонсе — гений, и что клип «Single Ladies» является свидетельством не только этого гения, но и ее способности культивировать его.

«ТАНЕЦ ОКАЗАЛСЯ КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ»

Изначально, когда Бейонсе, Нава и его напарник Бен Купер начали мозговой штурм идей для «If I Were A Boy» и «Single Ladies», все выглядело довольно просто. Вы можете видеть, как это происходит в первые несколько секунд в «If I Were A Boy», где Бейонсе и актер Эдди Гойнс стоят у белой стены, перечисляя слова, которые ассоциируются с романтическими отношениями: близость, честность, приверженность, ты, я. Сложности вытекают как раз из этой простой атмосферы, но Бейонсе, Нава, Гатсон и Найт по-прежнему делали ставки на простоту, даже когда начали работать на «Single Ladies».

Белое панорамное поле, первоначально предназначенное для «If I Were A Boy», нашло свое применение на второй съемочной площадке, став фокусом для современной хореографии Боба Фосса. Гатсон ввел хореографию Фосса в репертуар Бейонсе еще задолго до «Single Ladies»: видео на «Get Me Bodied» — это прямая дань стильному танцевальному номеру «Фруг» («Rich Man’s Frug») из мюзикла «Милая Чарити» («Sweet Charity»), кроме того, оттенки яркого номера этого мюзикла «Транжира» («Big Spender») также попали в ее живое выступление. Мэшап жены Фосса, Гвен Вердон, исполняющий танцевальную последовательность «Mexican Breakfast», и трек рэпера Unk «Walk It Out», стал вирусным и привлек внимание Бейонсе. В отношении «Single Ladies» трюк состоял в том, чтобы обновить хореографию Фосса так, что она подходила бы Queen Bey. И именно тогда классическая оценка Гатсона винтажного музыкального гламура встретилась со страстью Найта к джей-сеттингу – танцу, где шаги одного танцора повторяются всей командой, а за ними повторяют все остальные.

Джейк Нава, режиссер: Изначально Бейонсе говорила о минимальной простоте для своего клипа «If I Were A Boy». Я и мой напарник, Бен Купер, думали об этом и собирали любые идеи и упоминания чего-то подобного. Затем она сказала: «А давайте сделаем так, что в «If I Were A Boy» я буду парнем». Так мы ушли от упрощенного, неоднозначного мира в более повествовательный мир. Белый цвет, над которым мы работали, стал фоном для новой танцевальной рутины Фосса, так что мы видим четкий контраст между двумя проектами. Мы знали, что будем делать их одновременно, при этом мы понимали, что нам нужно будет сделать так, чтобы эти два видео отличались друг от друга.

Франк Гатсон Младший, хореограф: Когда Фосс двигает бедрами и руками, вы четко видите, что все его сексуальные позы выглядят очень утонченно. Майкл Джексон? Люди не знают, что «Thriller» — это хореография Фосса, в частности, когда он двигает плечом — пам, пам, пам, пам. Это от Фосса. Помните видео Паулы Абдул на «Cold Hearted», ту сцену, когда она на подмостках? Это сцена из фильма Фосса «Весь этот Джаз» («All That Jazz»). Та самая сцена, из которой Майкл получил движения для своего «Thriller». Бейонсе познакомилась с Фоссом через меня, потому что я увидел этот номер «Frug» из «Sweet Charity» и подумал: «Это потрясающе».

Жакель Найт, хореограф: Джейк создал суперзвезду. Прямое попадание. Он делает все, что необходимо, чтобы сломать артиста и возвеличить его до статуса суперзвезды. Каждая деталь, работа с постановкой на высоком уровне, работа с лучшими в каждом аспекте… Джейк не боится дать тебе полную свободу делать свое дело. И, как мне кажется, именно это и делает великих режиссеров великими. Если ты в деле и в их команде, они позволят тебе делать свое дело, а потом придут и скажут: «А что, если мы сделаем это? А что, если мы сделаем то?», чтобы внести самые разумные изменения и предложения, которые заставят тебя думать иначе. Кроме того, он работает с Бейонсе целую вечность, и всякий раз мы видим выдающийся уровень сложности и артистизма, который вы больше нигде не сможете найти. Джейк понимает музыку, он понимает хореографию, он понимает стиль и эстетику.

Гатсон: Потребовалось три месяца, чтобы собрать эту рутину вместе, потому что, как вы знаете, хоть клип «Single Ladies» и был вдохновлен видео Боба Фосса, мы все еще хотели добавить нашей собственной оригинальности. Если вы посмотрите видео, вы увидите, что мы добавили туда джей-сеттинг… Сцена из «Sweet Charity», в которой три дамы были на крыше, вдохновила нас на то, чтобы использовать воображаемый маленький пандус, по которому девушки побежали и спустились вниз. Но большая часть «Single Ladies» были вдохновлена «Mexican Breakfast», женой Фосса и двумя другими молодыми девушками, которые выступали с ней в брючных костюмах.

Найт: Джей-сеттинг был новинкой. Тогда он еще не был мэйнстримом. Люди всегда хотели, чтобы Бейонсе исполняла vogue, но это уже делала Мадонна и многие другие. Джей-сеттинг был для меня чем-то органичным как для артиста и чем-то, чем я мог удивить. Это было то, вокруг чего я вырос: я знал основы, технику и атмосферу и мог сохранить их подлинность. Это имело смысл с Бейонсе, потому что она девушка из небольшого городка с бедрами и естественным баунсом и свэгом, который можно получить только с возрастом, при этом поедая макароны с сыром, кукурузный хлеб и жареную курицу, вы понимаете, о чем я? [Смеется] Этот баунс…. Он у нее в крови.

Кроме того, она много работает над своими линиями с самого начала своей карьеры артиста. Это то, что Франк привил ей: «Нам нужны правильные линии», с какой-нибудь балетной техникой. И у нее были все необходимые «ингредиенты» для этого, чтобы сохранить свою подлинность, но при этом быть стильной. Она может внезапно сделать дроп, фанк, а потом внезапно стать женственной. Это было чем-то особенным и уникальным для нее как артиста. Она успела многое сделать до появления «Single Ladies», так что тогда она была готова к чему-то более грандиозному.

Нава: Самая важная вещь во всем этом процессе заключается в том, что они работали над этой связкой, пока она работала над другими проектами. Но она всегда репетировала эту связку. Финальную версию я впервые увидел в видео. Видео уже было разработано и утверждено, и я подумал: «Вау, это потрясающе, невероятно. Своего рода южная уличная версия преувеличенной женственности и сильного характера, которые Фосс показывает в своем танце». Они действительно хорошо поработали над созданием этого клипа. Он выглядел потрясающе. Я понял, почему это так круто, когда вы видите трех людей, танцующих словно в зеркале.

Найт: Джей-сеттинг, однозначно, сыграл свое дело. Я помню, как сидел в комнате за компьютером и думал: «Что еще мы можем сделать?». И тут мне пришла идея: «Мы могли бы добавить немного джей-сеттинга… И мы должны сделать это правильно. Мы должны сохранить его подлинность». Я очень переживал по этому поводу. Никогда не будьте тем парнем, который думает, что что-то привносит в мир, но на деле все не так… Мы все стараемся казаться лучше для окружающих, и особенно для наших близких людей. Всякий раз, когда мы можем вывести что-то на передний план, особенно на таком высоком уровне искусства, мы все стараемся быть лучше. Мы становимся занудами в этом плане. Мы думаем, что в этом и есть истинная красота.

Эбони Уилльямс, танцор: Я так привыкла к танцам, в которых используются простые линии, балетные линии, потому что на тот момент я была в балетной труппе. Поэтому, когда я должна был сделать что-то фанковое, мне это казалось чем-то забавным, чем-то, что не было нормой для меня. Я всегда ходила на уроки хип-хопа и старалась по максимуму вынести с этих классов. И джет-сеттинг оказался таким потрясающим, что я была готова делать его снова и снова. Он стал моей любимой частью.

Найт: Часто это были только я, Франк, Бейонсе и Эшли Эверетт. Эшли была нашей музой, с которой мы работали днем, а Бейонсе приходила всего лишь на несколько часов, но каждый день. Мы показывали ей движения, потом говорили об их смысле и происхождении, потом вставали, танцевали все вместе, и повторяли это снова на следующий день, а потом на следующий день и так далее. Мы полностью погрузились в процесс и хотели создать что-то, что было бы полностью сосредоточено на отношении, исполнении и хореографии. Это было нашей целью: создать что-то, что было бы супер динамичным, но супер минимальным; что-то, что станет вирусным.

Гатсон: У Фосса были очень сексуальные движения, и благодаря тренировкам… Вы легко можете увидеть рост Бейонсе как танцора: со времен Destiny’s Child и вплоть до сегодняшнего дня. Мы брали ее с собой на занятия балетом, показывали, как изолировать бедро, показывали, как изолировать руки — именно в этом и был смысл хореографии Фосса: в изоляциях. Я не могу насытиться его связками.

Найт: Я думаю, что для артистов очень важно знать историю. Фосс является одним из самых влиятельных артистов: хореографом, режиссером, писателем. Помимо «Mexican Breakfast», мы изучали все, что давал нам Фосс на протяжении всего процесса. У нас даже был в гостях танцор и бродвейский исполнитель Дезмонд Ричардсон, который пришел, чтобы научить нас некоторым движениям Фосса, фирменным связкам Фосса, а остальное мы просто продолжали изучать по видеозаписям. Как хореографу, который хочет развивать свой собственный стиль, я думаю, важно знать, как развивались другие артисты. Благодаря этому, я смог узнать, кем я был помимо артиста. Я узнал о вещах, которыми я смог и могу поделиться с миром.

Я родом из небольшого городка; вырос в Северной Каролине и Атланте, поэтому я делал много из того, что делают в маленьких городках: барбекю на заднем дворе, семейные шоу талантов и многое другое. Через подобные события ты видишь очень многое. Одна вещь, которую я перенял от Фосса, — это наблюдение за людьми. Он многое позаимствовал многое у обычных людей и сделал это своим. Это тоже стало моей особенностью: мы все выросли по-разному, поэтому то, что имеет влияние на вас, становится частью вас.

В «Single Ladies» множество моментов из моего детства, если мы посмотрим на это видео с этой точки зрения. Там и моя бабушка на пикнике; и мои племянники, танцующие на семейном празднике; там и я, когда я был в оркестре; в этом видео есть и уличные моменты. Каждая часть меня танцевала на протяжении всего развития «Single Ladies». Так что, для меня это была по-настоящему красивая рутина.

Уилльямс: Понимание традиции движений и попытки найти сходство в линиях должны были оживить их и, возможно, даже вывести на новый уровень. Как мне кажется, то, как Гатсон и Найт слились в танце с Фоссом, стало по-настоящему потрясающим. Фосс очень музыкален и ориентирован на форму, также как и джей-сеттинг по своей природе. Он также ориентирован на форму только в том смысле, что один человек копирует форму другого человека и музыкальность третьего, лишь потому, что музыкальность очень важна.

Гатсон: Я считаю, что каждый режиссер пытается сделать не просто видео, а что-то вроде художественного фильма. Джейк начал работать с Бейонсе со времен «Crazy in Love», и в том году мы были удостоены наград. Возвращаясь в 2008 год, мы видим, что Бейонсе все-таки позволила Джейку создать ту большую кинематографическую пьесу: «If I Were A Boy». Джейк доверял мне, и он сказал: «Ладно, Франк, покажи мне, что ты хочешь сделать для «Single Ladies». Как человек, который хочет снимать полнометражные фильмы, он сосредоточился именно на этом, и я не могу винить его за это, потому что мое внимание было сосредоточено на танце. Я просто помню, что они снимали «If I Were A Boy» на протяжении четырех дней, а «Single Ladies» мы сняли за 12 часов.

Танец стал ключевым элементом «Single Ladies». Джейку, как режиссеру, нравилось видео на «If I Were A Boy», потому что в нем был диалог; у него была сюжетная линия; и мы были в сотне разных мест. Поскольку я танцор, а внутри Бейонсе – также танцор, нам пришлось убедить Джейка, что звездой в видео будет танцор. Не было никаких декораций, было всего три девушки и одна хореография. Мы не могли полагаться на лампу, полицейскую машину, само место. Ты был в белом месте, белой комнате … пустоте.

Нава: Если у вас камера находится в правильном месте, из которого можно по-настоящему оценить танец, с минимальным последующим редактированием, то вы сможете заснять танец таким образом, что у людей действительно будет возможность оценить этот талант — ту личность и ту самую историю танца. Это было частью задумки оператора-постановщика Джима Фели и моего творческого ответа на такую удивительную хореографию.

Они работали над хореографией на протяжении долгого времени, ич когда я увидел ее, стало ясно, что очень специфический фотографический подход воздаст должное такому великолепному спектаклю. У нас действительно была всего лишь одна попытка отснять этот длинный, динамично развивающийся кусок. Мы поместили камеру в лучшее место, чтобы оценить конкретное движение или движение в определенный момент, чтобы оно потом не было прервано редактированием или сложным набором или освещением. Я мог подправить хореографию таким образом, что четвертым участником танца стала камера, управляемая Джорджом Бьянкини.

Гатсон: Даже актерский состав сложился органически. Эбони Уилльямс не должна была быть в этом видео. Но девушка, которая должна была в нем появиться, застряла в Японии, и в последний момент нам пришлось искать еще одну девушку и сделать ее той самой девушкой из видео. Судьба или вселенский дух услышали нас. Она идеально подходила для нашего видео. Это было просто что-то волшебное.

Уилльямс: Каждый день, когда я входила в комнату, я все еще чувствовала, что будто приходила на прослушивание, так что первая репетиция все еще была сюрреалистической. Я хотела убедиться, что делаю все возможное и показываю себя в лучшем свете. Как никак, я пыталась заполучить эту работу. Я собиралась танцевать рядом с Бейонсе Ноулз, я пыталась убедить себя и окружающих, что справлюсь с этой работой. Я, как и другие, тоже была очень вымотана: я только что закончила репетицию в балетной труппе. У меня тогда было две работы. Но я не могла поверить, что я была в одной комнате рядом с единственной и неповторимой Бейонсе. Это было невероятным.

«SASHA FIERCE. СЕГОДНЯ ОНА ПРИШЛА НА РАБОТУ»

Хореография, черно-белая эстетика, Бейонсе, Эверетт и Уилльямс. Эверетт и Уилльямс одеты в одинаковые черные купальники, а Бейонсе в аналогичной одежде, но которая выделялась своими украшениями и механической перчаткой, изготовленной специально для нее ювелиром Лоррейн Шварц. У всех троих волосы были уложены в стиле 60-х годов; все трое были на каблуках.

Каблуки оказались небольшой головной болью. Поскольку хореография была очень интенсивной, то понадобилось три пары, чтобы отснять все видео. «Если вы хоть когда-нибудь займетесь темой каблуков, вы удивитесь, узнав, что существуют разные виды каблуков», — рассказывает Гатсон. «Чтобы исполнить то огромное количество движений, что были в нашей хореографии… Только представьте, какое давление на каблуки!».

Нава: Я провел два дня, исполняя «If I Were A Boy» на улицах Нью-Йорка, и я увидел моменты, когда Бейонсе выглядела не очень гламурно. Тот персонаж, которого она играла, она придала ему цельность. Когда мы вернулись в студию и прошлись по отдельным частям, где она поет, чтобы люди могли понять, что то, что происходило в видео, на самом деле не было повествованием – что это был рассказчик, она, поющая об этой истории. То, что мы показывали в фильме, было просто ее игрой в плане того, какой мужественной она чувствовала себя в тот момент.

Это видео стало кинематографической работой, а «Single Ladies» стал минималистичным представлением, вдохновленным работой Боба Фосса, но слегка обновленной. Когда мы только закончили работу над эти маленькими фрагментами в студии, я сказал что-то вроде: «Да, мы сделали это», и она подумала: «Хорошо, я думаю, нам лучше пойти в соседнюю студию, где идет работа над «Single Ladies», нам нужно снять видео». Трудовая этика этой молодой женщины невероятна. Я, лично, был немного уставшим после беготни по Нью-Йорку в столь плотном графике на протяжении нескольких дней. Это была довольно интенсивная съемка в Нью-Йорке, и у Бейонсе было больше энергии, чем у любого из нас все то время. В общем, как это и было обычно.

Гатсон: На них было одето боди, и были видны их ноги. Можно было отчетливо видеть линии в движениях, а это важно — видеть все линии. Я не думаю, что люди понимают, почему люди приходят в танцевальный класс в лосинах: вы находитесь в классе, чтобы видеть свое тело, но, разумеется, вы не можете войти в класс голым! Я очень люблю четкие линии. Майкл Джексон понимает линии; Бейонсе понимает линии. Они просто знали, как поставить свое тело так, чтобы были видны все нужные линии, — то, что в последствии войдет в историю.

Лоррейн Шварц, дизайнер «бионической перчатки» Бейонсе: Дизайн отражал сущность Бейонсе. Она хотела что-то, что представляет сильную, независимую, сильную женщину; что-то современное, но при этом футуристическое. Мы сделали перчатку до того, как увидели видео, но поскольку в видео представлены только женщины, перчатка еще больше подчеркивала эти характеристики. Перчатка действительно символизирует ту мощь и силу, которая лежит внутри женщин.

Мы были ограничены во времени, которое у нас было выделено на создание чего-то оригинального. Для начала, нам нужна была восковая форма ее руки, так что ей пришлось сидеть со всей рукой в воске около часа под разными углами. И это потребовалось для создания только одной формы. Мы сделали перчатку из титана, который является легким металлом, но в тоже время чрезвычайно сложным металлом для создания ювелирных изделий. Перчатка должна была быть удобной, съемной, чтобы она могла носить ее несколькими способами.

Уилльямс: Бейонсе – настоящий хамелеон. Она может просто посмотреть на что-то и сделать это. Это то, что было действительно особенным в нас троих — тот факт, что мы поняли линии и тот факт, что мы поняли, что работа Фосса была действительно блестящей и вневременной. Это было то, что мы действительно хотели привнести в массы. Вдобавок ко всему, нам было очень весело вместе. Мы все супер перфекционисты, что также проглядывается в видео и работе над ним. У всех нас огромное внимание к деталям, что тоже было очень важно. У нас даже одинаковый рост.

Я также думаю, что наша отличительная динамика была действительно классной. За ней было интересно наблюдать и чувствовать ее. Мы все относились к разным типам аудитории. Люди наблюдали и видели что-то свое в каждой из нас. И что мне действительно понравилось, так это то, что Бейонсе сказала, что хочет «две звезды» рядом с ней, и я тогда подумала: «Боже, ты думаешь, что я звезда?! О боже мой! Бейонсе считает меня звездой!». Она хотела, чтобы мы были подобно олд-скульной музыкальной группе или трио. Она мечтала о трио и не только о нем, что действительно было очень мило с ее стороны.

Найт: Я думаю, что это была первая съемка дня, и Франк подумал: «Хорошо, Кель, будь готов к тому, когда она появится на съемочной площадке. Она не будет той девушкой, с которой ты работал последние две недели». У нас была неделя репетиций, и она внимательно слушала меня и танцоров. Я имею в виду, что она принимала каждый совет, который я давал, и каждое мое движение, — все это попадало в ее мозг, в ее кровь. В какой-то степени это все выглядело естественным образом для нее. Каждый день после репетиции Франк говорил: «Знаешь, ты ее еще не видел. Она еще не проявила себя».

Как только мы закончили съемку, мы остались понаблюдать, как она делает первый дубль от начала до конца, это было подобно волшебству. Она задействовала всех персонажей. Каждая часть движения выглядела совершенной. Это было просто волшебно, умопомрачительно, потрясающе. Это был самый странный, сумасшедший, внетелесный опыт, который я когда-либо испытывал в моей жизни. После этого первого дубля Франк подумал: «А вот и она: Саша Фиэрс. Сегодня она пришла на работу».

Нава: Люди думают, что это один дубль, но на самом деле это около пяти дублей. Несмотря на то, что мы делали длинные дубли, мы снимали его кусками, чтобы танцоры не уставали сильно, и чтобы мы могли создать идеальные кадры. Затем мы просто соединили эти кадры, и Джарретт Фиджал, редактор фильмов, проделал свою потрясающую работу в плане редактирования.

Гатсон: Если вы когда-нибудь посмотрите на старые мюзиклы, то вы заметите, что всегда было что-то, чем они отличались: тем, как они снимали полные дубли хореографии. Это как произносить речь: нужно начать спокойно, перейти к основной части, а затем к заключению. У танца та же динамика; если вы останавливаетесь, танец не набирает ту нужную динамику. Вы, вероятно, устанете уже в середине. Хореография — это адреналин и магия, которые ты испытываешь в момент исполнения. И это то, что мы хотели: мы хотели энергию, которая доведет твое тело до развязки, до финишной линии. Вот почему мы ходим на концерты, понимаете? Мы смотрим живые выступления, потому что мы видим, что исполнитель на самом деле проходит весь этот путь от спокойствия до накала и финальной развязки.

Нава: Это то, что с тех пор стало неотъемлемой частью моего подхода к танцам: как и лучшие сцены в боевике, вам нужно позволить кадрам быть длинными, чтобы потом по-настоящему оценить совокупные усилия, чтобы действительно показать людям, что это не трюк, что это люди, делающие что-то невероятное. Это также сказалось на том, что я, в итоге, признал важность показать все движения. Никаких фокусов, минимум правок: пусть люди видят все так, как есть. Нужно, чтобы камера двигалась, но при этом, чтобы все было в кадре, так что вы должны поставить камеру так, чтобы она двигалась вместе с танцем.

Гатсон: Я помню Эбони даже на съемочной площадке, она почти вывихнула лодыжку, но сказала: «Моя лодыжка в порядке, потому что я снимаюсь в видео Бейонсе». Мы волновались, потому что, черт возьми, если бы она вывихнула лодыжку, мы не смогли бы продолжить съемку видео. Она была по-настоящему заряжена тем, что танцевала бок о бок с Бейонсе, что все было ни по чем.

Уилльямс: Я упала один раз и подвернула ногу, и Бейонсе закричала: «Остановите музыку!». Это случилось прямо за момент до того, как мы закончили, но я продолжала двигаться. Мы закончили песню, и она сказала: «Остановите музыку, ты повредила лодыжку!». На что я ответила: «Я в порядке, я в порядке». Но она ответила: «Нет, давайте возьмем минутку, давайте сделаем перерыв».

Что было особенным, так это то, что у нас у всех было три режиссерских кресла, и мы все сидели бок о бок в наших креслах. Она действительно хотела, чтобы мы чувствовали себя как замечательное трио. Итак, они усадили меня в кресло и отправились за льдом. Все очень так переживали, что мне было больно, а я сказала: «Нет, нет, нет, мне не нужен лед, потому что иначе потом я не смогу танцевать!». Нельзя прикладывать лед к ноге, а затем сразу же идти танцевать. Тебе нужно будет разогреть ее, а это как начать с нуля. Я сказала, что все в порядке, на что Бейонсе сказала: «Ты уверена? Боль появится завтра». Я посмотрела на нее и сказала: «Бейонсе, я буду в этом клипе. Я буду в твоем клипе, так что я в порядке. Нам нужно продолжать работу».

Все молчали. Все думали: «Как она может разговаривать с Бейонсе в таком тоне!». Но Бейонсе посмотрела на меня, улыбнулась и начала громко смеяться, сказав: «Вы слышали ее, пошли!». На что все ответили: «Хорошо, пошли, мы сделаем это еще раз».

Гатсон: Я помню, как говорил: «Сможет ли этот танец удержать внимание зрителя на столь длительное время?». Просто подумайте: это настоящий риск. Но это то, что мы всегда переделывали, переосмысливали, репетировали несколько раз: давайте сделаем это так, давайте снимем вот так. Давайте сделаем рампу невидимой. Нам пришлось много подумать, как сделать так, чтобы получилось то самое видео, и это сработало. Люди смотрели видео от начала и до конца, не отрывая от него глаз.

«ОН УРОНИЛ ХАЛАТ И СКАЗАЛ: «МЫ СДЕЛАЕМ ЭТУ ПАРОДИЮ, ВЕРНО?»

Бобби Мойнихан, который только что присоединился к актерскому составу SNL, оказался в странной ситуации, в которой участвовал Джастин Тимберлейк в трико. Это случилось, когда «Single Ladies» вдохновили людей на создание различных пародий на него. Несколько месяцев спустя MTV Video Music Awards признала превосходство «Single Ladies», указав его в девяти номинациях.

Бобби Мойнихан: За восемь лет работы в SNL это была, наверное, одна из самых сумасшедших недель. Я думаю, это было мое восьмое шоу. Дело было рано утром. До этого мы с Кенаном тусовались в его гримерке, и он показал мне видео «Single Ladies». Я пытался придумать что-нибудь, связанное с Энди, и буквально подумал: «А что, если я надену купальник и буду танцевать за ней, может быть, это будет смешно». Это все, что пришло мне в голову. Кенан показал его мне еще раз, и я подумал: «Да, это будет смешно! Мне нравится танцевать, я думаю, что я мог бы прекрасно с этим справиться». Все было довольно просто.

Она должна была вот-вот прийти. Мы не знали, что она будет делать. SNL сказал: «Мы не знаем, сделает ли это Бейонсе; у нас не получилось с ней вязаться». Это буквально был провал, и это то, что имело месть быть в начале работы SNL, поэтому я уже ничему не удивлялся. Я подумал: «О, отлично! Я попытался. По крайней мере, я написал то, над чем люди посмеялись за столом». Затем в четверг, из ниоткуда, Энди просто постучал в мою дверь и заявил: «Эй, ты хочешь обсудить с Бейонсе свою пародию?». И я подумал: «Нет! Я не хочу ни к кому приближаться! Я в ужасе!». На что он ответил: «Пойдем со мной, будет весело!». Мы спустились в раздевалку, где сидела Бейонсе. Я просто помню, как вошел и сел. Она была такой милой, спокойной и замечательной. Ее сопровождала куча людей. Тем не менее, она казалась удивительной.

Бейонсе была замечательной и очень доброй. Она репетировала. Она посмотрела и сказала: «Знаешь, возможно ли сделать это что-то вроде предварительной записи?». Она очень хотела сосредоточиться на музыкальной части. Мы подумали: «Не думаю, что это будет возможным. Уже четверг, нам надо было все спланировать». На самом деле я подумал: «Мы не будем этого делать». И как-то все про это забыли. Я думаю, Энди позвонил Джастину Тимберлейку и сказал мне: «Спускайся сюда!». Он был в городе, но я не был готов к нашей встрече. Но из того, что я понял, Джастин просто заскочил на минутку. Они пошли в отдел костюмов, он переоделся в купальник и халат, пошел и постучал в ее дверь, уронил халат, и спросил: «Мы же сделаем эту пародию, верно?». Итак непонятным образом Джастин Тимберлейк тоже оказался в пародии, и она сказала: «Да».

Найт: Я был там той ночью. Я помню, как мы добрались туда, и Джастин ворвался в раздевалку и уже надел свой купальник и начал исполнять хореографию! [Смеется]. В тот момент я подумал: «У нас действительно все козыри на руках! Если это появится на SNL, это будет бомбой». SNL делает все правильно, когда дело доходит до культуры и тенденций. Для Джастина участие в этой пародии станет новым уровнем. Джастин – очень артистичный человек, и он предчувствует тенденции.

Мойнихан: Бейонсе намного смешнее, чем люди думают! Она внесла несколько предложений. Одно из них, когда она говорит: «Да!», было ее, и мы написали его, потому что оно было действительно смешным. Затем мы репетировали с Джастином и придумали несколько глупых персонажей, чтобы сделать пародию немного глупее. За все мое время на SNL было всего несколько раз, которые я могу вспомнить, и которые были полностью похожи на что-то вроде, как 15-летний Бобби Мойнихан заявляет: «Черт, я сейчас на Saturday Night Live!». Вы можете видеть это на моем лице в той сцене с Бейонсе, когда мы все начинаем толпиться вокруг нее и танцевать. Я просто помню ее прямо перед тем, как сказать: «Тебе не нужно бояться! Понял? Просто сделай это!».

Гатсон: Возможно, я был единственным, кто немного разозлился из-за этого, и вот, почему. Это просто факт, что Джастин — невероятный танцор. Он мог бы сделать эту хореографию намного лучше, понимаете, о чем я?! Актеры на Saturday Night Live, конечно, не могли этого сделать, но Джастин … Если бы он не шутил, он мог бы показать класс! Он бы порвал эту пародию! Он — настоящий танцор! В этом была суть. Я был на съемках в тот день. Когда Джастин высмеивал шаги, я подумал: «Черт, ты мог бы сделать эти шаги в разы лучше!».

Уилльямс: Той ночью мы выступали на SNL. Они были просто уморительны. Джастин Тимберлейк — настоящий псих. Я буквально писалась от смеха. Они потрясающие. Они были нечто. Эта пародия также многое говорит о том, что за человек Бейонсе. Она удивительна, она – настоящий человек. И она это прекрасно осознает. И это действительно здорово.

Мойнихан: В ту секунду, когда я ушел из этой пародии, я столкнулся с Jay-Z. Я стоял там в трико и каблуках, и он просто посмотрел на меня и сказал: «Нет, дружище». И просто развернулся и ушел. [Смеется] Это действительно произошло. Он смеялся, но просто сказал: «Нет, дружище». Я не знаю, что это значит, но это было гениально. Все было просто идеально.

Гатсон: Мое любимое живое исполнение «Single Ladies» — это выступление на вручение награды MTV, когда Кэни был в не себя в ту ночь. Мы выиграли награду за лучшую хореографию. Это было невероятно, потому что у нас были лифты. Мы начали всего с трех девушек, а затем во время исполнения джей-сеттинга появилось больше девушек. Они появлялись волшебным образом, и, насколько я помню, там было около ста девушек; я точно не помню. Это было, вероятно, мое самое приятное выступление «Single Ldies», потому что Бейонсе начала с небольшой акапеллы а-ля Майкл Джексон/Сэмми Дэвис Младший, и лишь потом появилась на сцене. Это была невероятная ночь.

«ЭТО НАМНОГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВИДЕО»

На протяжении нескольких месяцев после своего дебюта «Single Ladies» стал настоящим культурным джаггернаутом: люди во всем мире записывали себя, стараясь изо всех сил станцевать как Бейонсе, Эверетт и Уилльямс. Это сделал даже президент Соединенных Штатов.

Нава: Успех «Single Ladies» заключается в том, что его развлекательная часть настолько мощна и неоспорима, что на самом деле в нем нет никакой отрицательной энергии. Видео просто заставляет людей подумать: «Это здорово, я тоже хочу так станцевать!». И поэтому у всех нас был шанс. Это своего рода эскалация, и это не первый раз, когда какое-то одно танцевальное движение стало глобальной тенденцией. Когда я увидел, как Обама двигает рукой, я определенно был взволнован тем, что мы сделали что-то значимое в мире танца, что стало вечным.

Найт: Все начали загружать свои видео с этим танцем. И когда я говорю все, это были и знаменитости в том числе, люди из других стран: буквально все загружали свои видео. Для меня это был момент, когда я подумал: «Окей, это случилось, это намного больше, чем музыкальное видео». Это было то, с чем каждый мог найти свою связь. Независимо от расы, пола, воспитания, независимо от того, где вы находитесь в настоящее время, каждый находил в видео то, с чем они могли соединиться, и я думаю, что это сделало это видео таким красивым.

Уилльямс: То, что было по-настоящему мощным, и благодаря чему видео стало вирусным, и почему оно меня так задело, — это то, что видео создает ощущение близости. Определенные движения, каждый может сделать их … Любой может подвигать рукой вперед и назад. Это оказалось умным на многих уровнях, потому что это то, что ищут люди. Люди ищут какую-то линейную параллель между тем, на кого они смотрят, и своей историей.

Часто люди видят звезд и думают, что они неприкасаемы, что они не могут жить в тех же реалиях, что и я. Как я могу чувствовать себя частью этого? И один из способов, которым они могли бы это сделать, — это найти те движения, которые они могут сделать, и иметь свою собственную интерпретацию, позволяющую создать свою историю. Когда это началось, и все начали делать свои собственные версии на YouTube, это было похоже: «Вау, это грандиозно».

Нава: Я полагаю, что на протяжении всей истории музыкальных клипов появляются определенные видео, смотря которые вы определенно думаете: «Это видео изменило то, как я отношусь к треку». С тех пор, как я работал с Бейонсе над «Crazy In Love», я был поражен зрелостью ее творческого видения и ее чувством собственной визуальной идентичности. Я ни в коем случае не думаю, что она была наивна по отношению к силе музыкальных клипов. Но я думаю, что все звезды сошлись на этой работе, и ее визуальная идентичность была настолько мощной, что она, возможно, и вдохновила Бейонсе признать ее. Это, действительно, стоило того, чтобы пройти столь длительный путь, чтобы создать так потрясающие видео. Кажется, наш клип выдержал испытание временем и в конечном итоге стал чем-то, что навсегда стало частью культуры.

Я думаю, что в текущих условиях растущего контента становится действительно важным создавать что-то действительно выдающееся. Но это намного проще, если у вас есть Бейонсе, ее талант и ее музыка, и именно поэтому я люблю работать с ней больше, чем кто-либо другой.