Венди Дэй известна в американском хип-хоп бизнесе за умение подписывать новаторские, но в то же время дружественные по отношению к артистам, сделки со звукозаписывающими компаниями и лейблами.

В середине девяностых годов она заключила два знаковых соглашения, влияние которых ощущается и по сей день: сделка 85/15 (Прим. переводчика: сделка 85/15 – сделка, в которой артист получает 85% от прибыли, и 15% достаются звукозаписывающей компании) между Master P и Priority Records, и сделка 50/50 между Twista и Atlantic. Согласно журналу The Source, это «лучшие сделки в истории черной музыки».

Затем, в 1998 году, Дэй снова изменила игру, заключив сделку с Universal на 30 миллионов долларов для лейбла Cash Money, по результатам которой, как сообщается, инди-лейблу досталась львиная доля будущей прибыли.

Помимо всего прочего, вот уже на протяжении 25 лет Дэй является бизнес-консультантом многих именитых икон рэп-индустрии. Она помогла таким артистам, как Лил Уэйн (Lil Wayne), Эминем (Eminem) и Дэвид Баннер (David Banner), с нюансами, скрытыми в их контрактах. В общей сложности, ее клиенты продали более миллиарда записей, и всем этим они обязаны именно Венди Дэй.

Роман Венди с рэп-музыкой начался еще в 1980 году, когда она училась в школе искусств в Пенсильвании. Она ждала, когда ее любимые The Psychedelic Furs, британская рок-группа, выйдет на сцену. (Прим. переводчика: The Furs — это та самая группа, с которой сэр Лусиан Грейндж подписал паблишинговую сделку во время своей первой работы в April Music).

В начале, как полагается, был «разогрев»: выступала хип-хоп группа Grandmaster Flash & The Furious Five. Энергетика и страсть ныне легендарной нью-йоркской группы буквально опьянили Дэй. «Я даже перестала смотреть на свои часы, задаваясь вопросом, когда уже The Furs появятся на сцене. Я была просто загипнотизирована», — вспоминает она. «Когда Grandmaster Flash ушли со сцены, я хотела, чтобы они остались и продолжили шоу».

Дэй подсела на хип-хоп: она оставила свой пригород и переехала в Нью-Йорк, где днем она продавала рекламу для журналов, а по ночам погружалась в бурно развивающуюся рэп-музыку этого города. И чем дальше она углублялась в музыку, тем больше узнавала о сомнительных сделках, которые артисты заключали с лейблами.

В конце концов, в 1992 году, в возрасте 30 лет, Дэй решила стать частью этого процесса. После прохождения курса по бизнесу поп-музыки, который читал легендарный музыкальный бухгалтер Берт Паделл (Bert Padell), Дэй рискнула сбережениями всей своей жизни и запустила собственную некоммерческую компанию Rap Coalition. Фирма была создана с целью помочь артистам избежать плохих сделок и обучить их тому, как на самом деле работает музыкальная индустрия.

«Я НИКОГДА НЕ ХОТЕЛА СЛЫШАТЬ, КАК АРТИСТ ГОВОРИТ: «ЧЕРТ, Я БЫЛ ЗВЕЗДОЙ В 25 ЛЕТ, А ТЕПЕРЬ, В СВОИ 30, Я ПОЛНЫЙ НЕУДАЧНИК».

«Из курса Берта я усвоила, что когда артист больше не зарабатывает деньги, никому уже до него нет дела. И это не давало мне покоя», — говорит Дэй.

Когда в 2005 году начали набирать популярность сделки 360 (Прим. переводчика: сделка 360 – сделка, при которой лейбл предоставляет артисту полный спектр по созданию и продвижению своей музыки, взамен артист отдает лейблу больший процент от прибыли), Дэй принципиально отвернулась от лейблов.

С тех пор она сосредоточилась на поиске сторонних партнеров для финансирования артистов. Она обучала артистов тем самым ноу-хау, которые им необходимы, чтобы оставаться независимыми.

Дэй объясняет: «Моя цель состоит в том, чтобы обучить артистов; помочь им разобраться, как создать свою компанию, как структурировать, организовать, продавать и продвигать свою музыку, чтобы стать миллионерами. «Я никогда не хотела слышать, как артист говорит: «Черт, я был звездой в 25 лет, а теперь, в свои 30, я полный неудачник». Моя цель — дать им реальный источник дохода, который обеспечил бы их до конца карьеры».

На сегодняшний день Дэй в процессе создания своего рода инкубатора талантов, который позволит найти партнеров-инвесторов для начинающих артистов. Среди ее недавних клиентов атлантский рэпер Trouble, который недавно подписал контракт с Interscope, а также новички Julio Foolio, Tax G, Raury, Krazy Obilla и 80 REEF.

Ниже Дэй рассказывает о главных музыкальных лейблах; о том, что движет ей в бизнесе и о многом другом.

ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НЕКОТОРЫЕ ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ АРТИСТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ТИТАНЫ ХИП-ХОПА, СТАЛИ ПОДПИСЫВАТЬ КРУПНЫЕ СДЕЛКИ, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ В КАЧЕСТВЕ СОВМЕСТНЫХ КОМПАНИЙ. НАСКОЛЬКО УЧАСТИЛСЯ ПОДОБНЫЙ ФЕНОМЕН?

В начале моей карьеры было очень сложно провернуть подобное. Сделка Twista была совместным предприятием, где прибыль была поделена 50/50 с Atlantic, но пришлось потрудиться, чтобы заполучить эту сделку, — нам пришлось продать сотни тысяч компакт-дисков.

Когда я начинала в 90-х, у тебя не было выбора, ты был либо подписан, либо же нет. Сегодня независимые артисты могут сами делать все то, что делают крупные лейблы, но в пределах разумного, пока у них есть необходимые знания и бюджет.

«КОГДА Я НАЧИНАЛА В 90-Х, ТЫ БЫЛ ЛИБО ПОДПИСАН, ЛИБО ЖЕ НЕТ. СЕГОДНЯ НЕЗАВИСИМЫЕ АРТИСТЫ МОГУТ САМИ ДЕЛАТЬ ВСЕ ТО, ЧТО ДЕЛАЮТ КРУПНЫЕ ЛЕЙБЛЫ, НО В ПРЕДЕЛАХ РАЗУМНОГО, ПОКА У НИХ ЕСТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ И БЮДЖЕТ».

Артист может быть действительно популярным, получать доход за пределами своего региона и продавать свою музыку в большом количестве, и у него больше шансов получить больше заемных средств для дальнейшей раскрутки.

Если же артист может подождать и вложить обратно доход, который он получает, в свою карьеру, подняв ее тем самым на новый уровень, то такой артист становятся по-настоящему ценным. Среди таких находок Chance the Rapper, Tech N9ne, Lil Pump или Tekashi.

В таких случаях у них появляется выбор — они могут либо остаться независимыми, либо пойти и подписать сделку с крупным лейблом. Ключевой момент состоит в том, чтобы создать свою фанбазу и работать для нее.

Нужно знать, кто твои поклонники, идти прямиком к ним и на рынок и продвигать себя, так, чтобы твои поклонники знали твою музыку. Тогда тебе удастся избежать того самого перенасыщения рынка.

КАКОВА РОЛЬ КРУПНЫХ ЛЕЙБЛОВ СЕГОДНЯ?

Они великолепны в создании суперзвезд. Если ты артист высшего уровня, как Дрейк, Бейонсе, Леди Гага или The Weeknd, то в этом случае мэйджор является потрясающим инструментом, потому что он может на самом деле правильно профинансировать твою карьеру в будущем.

Как только эти артисты достигают такого уровня, их контракты начинают заканчиваться. В таких случаях мне очень хочется посмотреть, как они будут начинать свою собственную компанию.

«Я БЫ ХОТЕЛА ПОСМОТРЕТЬ, КАК ТЕЙЛОР СВИФТ НАЧНЕТ TAYLOR SWIFT RECORDS, ИСПОЛЬЗУЯ СВОЮ СЛАВУ, ЧТОБЫ РАСКРУТИТЬ ДРУГИХ АРТИСТОВ».

Я бы хотела посмотреть, как Тейлор Свифт начнет Taylor Swift Records и станет использовать свою известность, чтобы раскрутить других артистов, дать им действительно выгодные сделки и помочь им построить свои компании.

Это отличный способ сохранить музыку живой и гарантировать артистам их доход. Это может звучать немного идеалистично, но, по большей части, это проверенная бизнес-модель.

ЧТО-НИБУДЬ МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ ЭТОМУ СЛУЧИТЬСЯ?

На сегодняшний день у нас есть возможность сделать лучший выбор, чем это было пять лет или даже год назад. Сегодня крупные хип-хоп лейблы заключают все больше и больше сделок. Такого я однозначно не видела за последние десять лет, может быть, двадцать. Я не видела такого безумства в хип-хопе, что происходит сегодня, с конца 90-х. Но в тоже время это очень обнадеживает.

Это не моя бизнес-модель. Я здесь всего лишь создаю инкубатор, чтобы мы могли сохранить независимость артистов. Но я вижу, что есть выбор, а выбор — это то, что имеет значение.

ЧТО, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ ХОРОШАЯ СДЕЛКА?

Хорошая сделка — это сделка, где все в выигрыше, где все зарабатывают деньги. Иногда артисты так увлекаются поиском сделки, что не понимают, что это не цель. Цель – построить успешную музыкальную карьеру.

Хорошая сделка должна помочь артисту достичь того уровня, на котором он будет финансово обеспечен и способен делать все, что захочет в жизни.

ГДЕ КРОЮТСЯ САМЫЕ БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ?

По мере роста популярности стриминга, плейлистам с каждым разом придается больше важности, а для независимых артистов по-прежнему сложно в них попасть. Хоть у нас и есть доступ к необходимым людям, чтобы добраться до плейлистов, тем не менее, в этом плане мы все еще хромаем. Мы должны привнести больше демократиии и справедливости, и эта ответственность лежит на стриминговых платформах.

Что касается звукозаписывающих сделок, я думаю, что право собственности в какой-то момент должно вернуться к артисту, как только он достигнет определенной точки.

СТРИМИНГ: ХОРОШ ОН ИЛИ ПЛОХ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО БИЗНЕСА?

Он хорош для независимых артистов, он позволяет им зарабатывать деньги. Стриминг дает возможность напрямую пойти на страницу артиста и посмотреть, где проигрывается его музыка, и кто его самые большие поклонники.

Это потрясающе, когда я могу взять артиста в Мейкон, Джорджия, и устроить сеанс прослушивания с их Top 50 Spotify или Apple слушателей. Мы можем больше общаться с артистами и иметь доступ к еще большим данным, чем это было когда-либо прежде.

Я постоянно слышу, как крупные лейблы и артисты спорят по поводу размера выплат. Я не говорю, что это справедливо. Но я говорю, что многие мои артисты прилично зарабатывают именно на стриминге.

ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ ПО ПОВОДУ УТВЕРЖДЕНИЯ ЛИОРА КОЭНА, ЧТО YOUTUBE НЕОБХОДИМО ПРИВНЕСТИ РАЗНООБРАЗИЕ В ДИСТРИБУЦИЮ?

Я не слышала такого, но мне кажется, что Лиор – человек, который предан своей компании, и когда он шел в YouTube, у него было четкое видение, чего он хотел. Он также отличный бизнесмен. Он чертовски умный.

Я бы не хотела, чтобы YouTube вышел из бизнеса, но если каждый год у них появляются лишние деньги, и при этом они не платят артистам, то у меня явно будет к ним разговор.

ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ О СЕГОДНЯШНЕМ ХИП-ХОПЕ?

Он мне однозначно нравится.

В то время как многие мои сверстники пришли в музыкальный бизнес во время «золотого века» рэпа, этот период выпал на начало и середину 90-х, к тому времени я слушала рэп-музыку уже на протяжении 15 лет. Мне нравилось видеть поколения людей, которые могли зарабатывать деньги в музыкальном бизнесе благодаря хип-хопу.

Я считаю, что музыка создается для масс, поэтому, когда появляются новые артисты, они не пытаются звучать как вчерашние артисты, они делают музыку для своих сверстников.

Хотя я могу и не купить альбом Lil Yachty или Lil Pump’а и прослушать его до конца, но я слушаю их музыку на Spotify, потому что мне нравится их энергетика. Мне нравится то, что они стараются быть ближе к своим поклонникам, и как их поклонники принимают их. Такая связь хороша как для фанатов, так и для бизнеса.

КАК ТЫ ОЦЕНИВАЕШЬ СЕГОДНЯШНИЕ ДЕБАТЫ О РАВЕНСТВЕ И РАЗНООБРАЗИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ?

Мне 26 лет, и эти дебаты всегда были проблемой. Это проблема, которая сама себя не разрешит, потому что люди сверху, которые в основном белые, не хотят отказываться от власти.

«МЫ МОЖЕМ ТРЕБОВАТЬ ПЕРЕМЕН СНИЗУ, СКОЛЬКО ХОТИМ, НО ЭТО НЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, КОТОРОЕ МЫ МОЖЕМ СВЕРГНУТЬ. МУЗЫКАЛЬНЫМ БИЗНЕСОМ УПРАВЛЯЮТ МОЩНЫЕ КОРПОРАЦИИ».

Поэтому у нас всегда будут присутствовать разнообразие и гендерный дефицит, когда нет позиций, на которые можно было бы назначать людей. Пока мы не приложим сознательных усилий и не начнем давать право собственности людям с другим цветом кожи и женщинам, ничего не изменится.

Мы можем требовать перемен снизу, сколько хотим, но это не правительство, которое мы можем свергнуть. Музыкальным бизнесом управляют мощные корпорации.

КАКИЕ СОВЕТЫ ТЫ БЫ ДАЛА МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ, ЖЕЛАЮЩИМ ЗАПУСТИТЬ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ КОМПАНИЮ?

Учитесь, как продавать и продвигать музыку.

Очень много артистов, которые делают действительно отличную музыку, выкладывают ее в Instagram или Twitter и говорят: «Вот, я закончил… О Боже, я еще не звезда, что же не так?». А все потому, что они не очень понимают процесс.

Не смотрите на людей, размещающих материал в социальных сетях, и не думайте, что так и должно быть. Исследуйте и изучайте, ходите на все семинары и конференции, как онлайн, так и в реальной жизни. Выстраивайте отношения с фанатами и старайтесь поближе их узнать.

Если вам нужно поработать бесплатно в компании, чтобы узнать, как это все работает, делайте это. Знание — основа всего этого.

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ БИЗНЕС — ЭТО НЕ ИНТУИТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ. ОНА ВСЕГО ЛИШЬ ВЫГЛЯДИТ ТАК. ЗНАНИЕ — ОСНОВА ВСЕГО ЭТОГО».

Сейчас в хип-хопе наблюдается огромный разрыв в возрасте. Есть люди моего возраста, а также те, кто совершенно новичок в музыкальной индустрии. Моя возрастная группа не включает молодежь, и это действительно расстраивает, потому что музыка — это молодежный бизнес. Большинство артистов приходят в индустрию в возрасте 18-25, и большая часть поклонников, которые монетизируют музыку, в возрасте 13-26.

Так что, те, кому за 40, должны начать всерьез воспринимать молодежь и помогать ей расти, чтобы, когда им исполнится 20-30 лет, они уже внесли свой вклад в музыкальный бизнес. Я вижу, как молодые люди буквально стучатся головой об стену от безысходности, а такого не должно быть. Им не нужно изобретать колесо.

КАКОВЫ ТВОИ ПРОГНОЗЫ КАСАТЕЛЬНО БУДУЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО БИЗНЕСА?

Я думаю, что он определенно станет более независимым.

Я вижу приток финансирования в музыкальный бизнес, по крайней мере, здесь в Атланте. Как я уже упоминала, отсутствие финансирования является одной из проблемных областей на протяжении всей моей карьеры.

Также, появится больше людей, которые потеряют свою работу на мэйджорах, потому что они будут вытеснены новым поколением или же технологиями. Но эти люди имеют все необходимые знания и навыки, чтобы создать и запустить свой лейбл. Поэтому, как мне кажется, они-то и начнут запускать больше компаний, которые будут помогать росту независимых артистов.

Будет больше таких людей, как я, которые не только хотят взращивать артистов и помогать им развивать свою карьеру, но и учить их, как это грамотно делать, чтобы они могли зарабатывать себе на жизнь.