Именно так считает Саван Котеча, сверх-талантливый музыкант, написавший многочисленные хиты для таких артистов, как One Direction, Usher и Ариана Гранде. Если у вас заела какая-то мелодия, и она упорно отказываются покидать вас, то скорей всего, эта мелодия была написана Саваном Котеча.

Уроженец штата Вермонт Саван специализируется на такой музыкальной категории, как toplines – песни, которые крутятся у вас в голове сутками на пролет, будь то трек One Direction «What Makes You Beautiful», либо же «Can’t Feel My Face» в исполнении The Weekend, либо всем известная композиция Maroon 5 «One More Night» или же легендарная композиция Арианы Гранде «Side To Side».

Котеча провел свои ранние годы в Манассасе, штат Вирджиния, где он развил в себе любовь к песням Майкла Джексона, пока жил совместно со своей сестрой и родителями, которые оба работали в IBM.

В отличие от своих сверстников по цеху Саван был далек от тогда царившего в музыкальной индустрии кумовства и каких-либо связей в этой области, которые могли бы облегчить его путь в музыкальном мире.

В начале 90-х семья Котеча переехала в Остин, штат Техас, где он начал экспериментировать с синтезатором и сочинять собственные мелодии.

Но затем, в 2005 году, когда увидела свет его композиция «Inside Your Heaven», исполненная Кэрри Андервуд, победительницей шоу «Американский Идол» («American Idol»), Саван буквально исчез с музыкальных радаров. С тех самых пор Котеча занялся записью хитов для таких популярных исполнителей, как Jessie J («Bang Bang»), Деми Ловато («Cool For The Summer»), Джастин Бибер («Beauty and A Beat»), Usher («DJ Got Us Falling in Love») и Элли Голдинг («On My Mind»).

Ниже, в своем интервью 13-кратный победитель премии ASCAP (Премия Американского Сообщества Композиторов, Авторов и Издателей) повествует о своих авторских подвигах, самых ярких моментах своей карьеры, а также дает советы молодым авторам и делится мнением касательно текущего состояния американской политики и многого другого…

КОГДА ТЫ ВПЕРВЫЕ ПОНЯЛ, ЧТО ХОЧЕШЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ЖИЗНЬ НАПИСАНИЕМ ПЕСЕН, И ЧТО У ТЕБЯ НАКОНЕЦ-ТО ПОЯВИЛАСЬ ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ?

Я до сих пор не уверен, что у меня есть такая возможность! Когда мне было около 15-ти лет, мы переехали в Техас. И я до сих пор помню ту ночь, когда ко мне в руки попал синтезатор моей сестры. Мне было любопытно и, в то же время, скучно, и я просто начал играть аккорды.

Я помню, что, начиная с той ночи, я буквально подсел на него; я даже начал спать с наушниками. Все закрутилось примерно в то время, когда Брайан Адамс выпустил свои легендарные баллады. Я помню, как наблюдал за дядей Джесси в сериале

«Полный Дом» («Full House»); он был в студии, где писал песни. И у меня мелькнула идея: ‘Вау, а я ведь тоже могу этим заниматься? Это же круто!’

Вероятно, что для меня Джон Стэймос стал причиной № 1, почему я начал писать песни [смеется].

КТО СРЕДИ АВТОРОВ ПЕСЕН СТАЛ ТВОИМ ВДОХНОВЕНИЕМ?

Я всегда занимался поп-музыкой. Поэтому, когда я начал писать свои песни, моими вдохновителями стали Ричард Маркс и Брайан Адамс, но моим главным вдохновителем на тот момент был Babyface. Я буквально был одержим им и пытался понять, как писать такие же песни.

Со временем, когда я начал больше погружаться в эту тему, вероятно, что моим наибольшим вдохновением стал Макс Мартин.

ЕСЛИ БЫ ТЫ МОГ ВЕРНУТЬСЯ К САМЫМ ИСТОКАМ СВОЕЙ КАРЬЕРЫ И ОБУЧИТЬСЯ ЧЕМУ-ТО ДРУГОМУ, ЧЕМ БЫ ТЫ ЗАНЯЛСЯ?

Наверное, в самом начале, когда я начал записывать музыку в студии, я бы сказал себе замедлиться. Когда я начал делать успехи, я стал подвергать сомнению каждую идею, каждый текст и каждую мелодию после того, как я их уже создал.

«БУДУЧИ АВТОРОМ ПЕСЕН, ТЕБЕ СЛОЖНО ОСТАВАТЬСЯ ДОВОЛЬНЫМ СВОЕЙ РАБОТОЙ».

Как композитор скажу, что мы, композиторы, всегда недовольны своей работой. В начале, ты думаешь: ‘Вау, я написал песню – целую песню! Потрясающе!’ Но потом тебе нужно немного сделать шаг в сторону и убедиться, что это та песня, которая будет по-настоящему оценена людьми.

Всегда необходимо посмотреть на свое творение со стороны и подумать, ‘Теперь, что я могу сделать, чтобы песня стала еще лучше?’

ПОХОЖЕ, ТЫ ОЧЕНЬ СТРОГ К СЕБЕ.

Я очень строг к себе, это правда. Именно поэтому я стараюсь писать не так много песен. Лишь потому, что я очень самокритичен. Можно даже сказать, что я, возможно, слишком много надумываю, что очень плохо.

«Я ОЧЕНЬ СТРОГ К СЕБЕ, ЭТО ПРАВДА».


Если я чувствую, что что-то не то с моей задумкой, я не буду продолжать работать над ней. Поэтому я создаю не так много песен. Что я могу сказать – я боюсь неудачи!

МЫ ВСЕ БОИМСЯ НЕУДАЧИ. КАКОЙ СОВЕТ ТЫ МОГ БЫ ДАТЬ НАЧИНАЮЩИМ КОМПОЗИТОРАМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ИМ НАСТРОИТЬСЯ НА НУЖНУЮ ВОЛНУ И НАЧАТЬ СОЗДАВАТЬ ШЕДЕВРЫ?

Главное – это умение дистанционировать себя от своей оригинальной идеи, и быть честным с самим собой. Действительно ли песня получилась такой замечательной, или же ты просто хочешь, что бы она была такой?

Если ты нацелен на мир коммерческих песен, тогда тебе нужно заглянуть в него: посмотреть, что там есть; понять, что работает, а что нет и действовать.

Вы, может быть, слышали истории, когда авторы заявляют: «Я написал эту песню за 10 минут». Да, подобное может иметь место, но эти же люди не скажут вам, что они так же написали 300 песен, которые оказались не такими хорошими.

КОГДА ТЫ ВИДИШЬ, КАК АРТИСТЫ ПОЧИВАЮТ НА ЛАВРАХ БЛАГОДАРЯ НАПИСАННОЙ ТОБОЙ ПЕСНЕ, ВОЗНИКАЕТ ЛИ У ТЕБЯ ЧУВСТВО ЗАВИСТИ?

Нет, ни капельки. Многие из композиторов — это несостоявшиеся артисты, но не в моем случае. Я с самого начала не ставил себе целью стать прославленным артистом.

Мне просто нравится осознавать, что я помогаю артистам. Но быть артистом, знаменитостью — это не то, чего бы мне хотелось. Слишком у них тяжелая жизнь. Когда ты знакомишься с этими людьми, ты понимаешь, с чем им приходится иметь дело. Это нечто, напоминающее монстра, которого не всегда удается приручить.

«МНЕ НРАВИТСЯ ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО Я ПОМОГАЮ АРТИСТАМ. НО БЫТЬ АРТИСТОМ, ЗНАМЕНИТОСТЬЮ — ЭТО НЕ ТО, ЧЕГО БЫ МНЕ ХОТЕЛОСЬ. СЛИШКОМ У НИХ ЖЕСТОКАЯ ЖИЗНЬ».

Разумеется, у славы есть множество своих плюсов, но не стоит забывать, что у всех свои проблемы. Тем не менее… Хотел бы я, чтобы композиторы получали больше? Конечно. Кто бы не хотел этого?

Мои дела идут вполне хорошо, но молодым авторам приходится не легко в нашем современном жестоком мире. Композиторам должен доставаться наибольший кусок пирога, и я надеюсь, что когда-нибудь это случится.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СТРИМИНГ СТАЛ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ МУЗЫКАЛЬНОГО БИЗНЕСА. КАКОВО ТВОЕ МНЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ЭТОГО СЕРВИСА, И КАК ОН ПОВЛИЯЕТ НА СИТУАЦИЮ МОЛОДЫХ АВТОРОВ?

Цены просто должны быть выше. Лейблы должны платить авторам песен намного больше. В противном случае, у них не будет никакой музыки.

Если посмотреть на Топ 10 лидирующего в мире стримингового сервиса Spotify, то я больше, чем уверен, что большинство, если не все эти треки, были написаны профессиональными композиторами или же в соавторстве с ними. А ведь этим людям нужно как-то зарабатывать на жизнь. Без песен не может быть никакого музыкального бизнеса.

Я смотрю на индустрию кино с завистью, потому что вижу, насколько уважают и ценят сценаристов. В кино есть понимание того, что без сценаристов не было бы ничего.

«Я СМОТРЮ НА ИНДУСТРИЮ КИНО С ЗАВИСТЬЮ, ПОТОМУ ЧТО ВИЖУ, НАСКОЛЬКО УВАЖАЮТ И ЦЕНЯТ СЦЕНАРИСТОВ».

Это позор, господа. Музыкальный бизнес был основан на грабеже создателей музыкальных произведений: ‘Хочешь кадиллак? Отдай мне права на твою песню!’

Иногда, мне кажется, что те, кто стоят во главе лейблов, не всегда видят общую картину; они всего лишь хотят набить скорей свои карманы, поскольку знают, что скоро им уходить на пенсию.

Мы все любим музыку, мы все любим эту индустрию, поэтому мы должны работать еще усердней, чтобы следующее поколение авторов смогло достойно жить.

Я пришел в музыкальный мир в удачный момент; в эпоху, когда люди все еще продавали миллионы альбомов. Пока я развивался как композитор, я получал проценты от Westlife, Il Divo – поп-группы, благодаря которым я мог вполне хорошо зарабатывать себе на жизнь, пока занимался своим развитием. Теперь же нет ничего подобного для начинающих авторов. Им нужно сразу же создавать хиты, иначе им придется не сладко.

Люди должны понимать, что написание песен — это настоящее ремесло, и нужно время, чтобы его отточить. Я очень надеюсь, что музыкальные лейблы и индустрия в целом, смогут сделать что-то, чтобы помочь молодым композиторам. Или же это сделает правительство США.

ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛ KOBALT В КАЧЕСТВЕ СВОЕГО ПАРТНЕРА ПО ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ?

У меня есть несколько таких компаний, которые работают через Kobalt. Я верю Уилларду [Уиллард Ахдритц, генеральный директор Kobalt]. Мне кажется, у него серьезные намерения.

В течение длительного времени я жил в Швеции, поэтому я верю в этику шведского народа. Мне нравится их подход к ведению любого бизнеса, в том числе и музыкального.

«Я СМОТРЮ В ГЛАЗА УИЛЛАРДА И ВИЖУ ЕГО НЕПОКОЛЕБИМОЕ ЖЕЛАНИЕ ОТСТАИВАТЬ ПРАВА АВТОРОВ».

Я смотрю в глаза Уилларда и вижу его непоколебимое желание отстаивать права авторов, что слегка подрывает всю систему. Kobalt – прозрачная компания, ей нечего скрывать. Поэтому, вы может удивитесь, почему другие компании не такие прозрачные.

Kobalt – замечательная компания, ее сотрудники приятны в общении, и работа этой команды просто невероятная.

КАКОЙ САМЫЙ ЛУЧШИЙ СОВЕТ ТЫ КОГДА-ЛИБО ПОЛУЧАЛ В МУЗЫКАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ?

Просто потому, что ты можешь сделать что-то не означает, что ты должен это делать.

Когда к тебе приходит успех, ты вдруг сразу получаешь кучу возможностей заниматься многочисленными делами. Именно в этот момент можно легко забыть, что ты не всегда должен соглашаться на все.

«ДЕЛАЙ ТО, ЧТО ТЕБЕ НРАВИТСЯ. ИНАЧЕ НЕ БУДЕТ НИКАКОГО ТОЛКА, ПОТОМУ ЧТО БУДЕШЬ ЛГАТЬ СЕБЕ».

Музыка — это эмоции. Она объединяет людей. В ней нет места деньгам или эго. Вот почему ты должен делать то, что тебе нравится. Иначе не будет никакого толка, потому что будешь лгать себе.

ЧТО ПОДУМАЛИ ТВОИ РОДИТЕЛИ, КОГДА ТЫ СКАЗАЛ ИМ, ЧТО СОБИРАЕШЬСЯ НАЧАТЬ КАРЬЕРУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОМПОЗИТОРА?

Я из традиционной индийской семьи. Так что, вы можете себе представить, какие клише касательно этой профессии существовали и существуют по сей день у многих людей. Честно, было жутко слушать, что говорили окружающие.

Большая часть моей семьи живет в Великобритании, и я часто получал звонки от моих двоюродных братьев и сестер, которые мне говорили: ‘Саван, что ты делаешь со своей жизнью?!’

Моя мама только сейчас начинает понимать, чем я занимаюсь. И то, наверно, потому, что я засветился на «Х-Факторе» (британское музыкальное шоу «X-Factor») в течение каких-то пяти секунд.

Им тяжело принять этот факт, лишь потому что это совершенно другой мир. Я помню, когда вышла песня Бритни ‘If You Seek Amy’, она стала хитом в Америке.

«МОЯ МАМА ПОЗВОНИЛА МНЕ, ЗАЯВИВ [РАСТРОЕННЫМ ГОЛОСОМ]: ‘СЫН МОЕГО ДРУГА СТАЛ ВРАЧОМ. А МОЙ СЫН? МОЙ СЫН ПИШЕТ ПЕСНИ О СЕКСЕ!»

Композиция получилась очень противоречивой. И как-то на передаче «Доброе утро, Америка» («Good Morning, America») подростки обсуждали текст этой песни [побуквенно, F-U-C-K…my].

Моя мама увидела этот момент и сразу же позвонила мне, заявив [расстроенным голосом]: «Сын моего друга стал врачом. А мой сын? Мой сын пишет песни о сексе!!!»

Тогда мой отец взял трубку и сказал: «Ты ведешь себя неприлично».

Мне не разрешали, чтобы мне домой звонила девушка, пока я не стану взрослым. Так что, возможно, именно поэтому в моих песнях столько неудовлетворенного сексуального контекста… Что было дико и не понятно для моих родителей.

ПОХОЖЕ, ЧТО СЕЙЧАС ОНИ ВРОДЕ СМИРИЛИСЬ С ТЕМ, ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ?

Да, теперь у меня есть дети, у меня прекрасная жизнь, и они видят все мои достижения и награды. И, вроде как, они смирились с моей профессией.

Опять же, после шоу «Х-Фактор» и после того, как они узнали, что я был частью One Direction, в них проснулось какое-то понимание. [Саван также написал хиты для 1D, среди которых «Live While We’re Young» и «One Thing».]

«ПОСЛЕ ТОГО, Я ПОПАЛ В ONE DIRECTION, КОГДА Я ОКАЗАЛСЯ С НИМИ НА YOUTUBE, РЕБЯТА, ЖИВУЩИЕ ПО СОСЕДСТВУ С МОЕЙ МАМОЙ, ПОДХОДИЛИ К НЕЙ, ВОСХИЩЕННО ГОВОРЯ: ‘О, БОЖЕ, САВАН В 1Д!’»

Индийские родители очень озабочены тем, что думают о них другие. Поэтому, после того, как я попал в One Direction, когда я оказался с ними на YouTube, ребята, живущие по соседству с моей мамой, подходили к ней, восхищенно говоря: ‘О, Боже, Саван в 1Д!’. Это и помогло ей прояснить ситуацию в плане того, чем я занимаюсь.

Но, знаете, у меня двое детей, и мне очень интересно, как бы я отреагировал, если бы они мне сказали, что хотят стать композиторами. Я, конечно же, переживаю, потому что это совершенно иное мышление, чуждое для моей семьи.

Мои родители просто пытались защитить своего ребенка. Ведь в начале моего пути мне было очень тяжело. Были моменты, когда мне буквально приходилось голодать.

НАСКОЛЬКО ПЛОХО ВСЕ БЫЛО?

Были моменты, когда мне в буквальном смысле приходилось есть консервированные бобы.

Я помню, когда Кэрри Андервуд исполнила мою песню на шоу «Американский Идол» («American Idol»), которая в последующем стала хитом. Я смотрел шоу в Швеции, где я жил в то время.

Я смотрел прямую трансляцию на моем компьютере, пока ел бобы из банки. Это было все, что я мог позволить себе на ужин. Я не хочу, чтобы мои дети прошли через это.

КАК ДОЛГО ПРИШЛОСЬ ЖДАТЬ ТОГО САМОГО ПЕРЕЛОМНОГО МОМЕНТА?

Были трудные времена. Я завел много друзей, которые мне помогали, и я долгое время кочевал с квартиры на квартиру.

Когда я жил в Швеции, я был на мели, живя на двух чемоданах. Около двух лет я не мог позволить себе тратить более $10 в сутки.

Были времена, когда мне было, действительно, страшно. И я благодарил судьбу за то, что вокруг меня были более успешные люди, которые периодически покупали мне обед.

«РОЯЛТИ – ЭТО ПРОСТО БЕЗУМИЕ. ЕСЛИ БЫ КТО-ТО СКАЗАЛ МНЕ: ‘SIDE TO SIDE СТАНЕТ ХИТОМ, ЧТО ДОСТАНЕТСЯ ТЕБЕ С ЭТОГО?’. Я ДО СИХ ПОР НЕ ЗНАЮ».

Это своего рода безумие, когда твой труд оплачивается роялти. Это снова относится к моему видению того, насколько сложен музыкальный бизнес.

Раньше ты мог написать песню, но тебе заплатят лишь спустя два-три года. Сейчас же у тебя также нет понятия, насколько окупится твой проект. При таких условиях довольно сложно планировать свою жизнь. Я очень рад, что на данный момент я написал определенное количество хитов, но если бы тогда кто-то сказал мне: ‘Side to Side станет хитом, что достанется тебе с этого?. Я до сих пор не знаю».

Автор и продюсер могут потратить в год на создание альбома. Продюсер получает деньги за свою работу в любом случае. Но, если альбом попадает в архив, как автор, вы ничего не получаете.

Чтобы не сгущать краски, скажу одно — сейчас я в таком состоянии, что хочу улучшить ситуацию для последующих поколений.

КАКУЮ ПЕСНЕЙ ТЫ ГОРДИШЬСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО И ПОЧЕМУ?

По-разному. То, чем я горжусь больше всего на данный момент, — это, скорей всего, материал для Скипа Марли, над которым я работаю. Если все пойдет хорошо, то скоро выйдет трек «Calm Down».

Песня была написана после массового убийства в Орландо, и я очень горжусь этой композицией. Скип, как вы знаете, внук Боба Марли, и его однозначно ждет большое будущее. Он хочет продолжить наследие своего деда.

«НАСТАЛО ВРЕМЯ, КОГДА АРТИСТАМ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, НУЖНО ЧТО-ТО СКАЗАТЬ».


Я принимаю активное участие в политике, и мы написали несколько песен о том, что происходит в этой стране. Первая песня, «Lions», была написана для протестующих через два дня после выборов.

Настало время, когда артистам, действительно, нужно что-то сказать. Они ведь являются голосом народа, а не какие-то там СМИ или политики.

БУДУЧИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ И ПРОИЖИВАЯ В КАЛИФОРНИИ… КАК БЫ ТЫ ОЦЕНИЛ ДЕЯТЕЛЬСТНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА США НА ДАННЫЙ МОМЕНТ?

Очень страшно. Когда правда и факты уже не имеют никакого значения, мы попадаем в опасную ситуацию. Именно это и случилось здесь.

Чтобы быть справедливым, помимо тех, кто голосовал за оранжевого диктатора, были и те, которых проигнорировали. А еще мне кажется, что в этой стране существует расизм, которого уже нет нигде в мире. Но здесь он еще есть.

«КОГДА ПРАВДА И ФАКТЫ УЖЕ НЕ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЯ, МЫ ПОПАДАЕМ В ОПАСНУЮ СИТУАЦИЮ. ИМЕННО ЭТО И СЛУЧИЛОСЬ С США».

Но если смотреть с положительной стороны, то, возможно, это заставит людей задуматься и осознать, насколько опасной может быть политика.

Я не политик, и я не журналист. Но я отец, и если я могу помочь артисту, как, например, Скипу Марли, составить послание – послание любви, мира и согласия, — то для меня это будет самым важным, что я смогу сделать.