Вчера, пока я был на работе, мне позвонил мой брат: «Чё там люди говорят о новом треке Пуши и Хова? Потому что мне крышу нахуй снесло», — сказал он. Я сказал ему, что реакция людей с моей работы была более позитивная на этот раз, чем на ремикс «All the Way Up», но теперь зато они более придрались к куплету Джея, особенно к его «Google»- и «Damn Daniel»-отсылкам. Мой брат осмеял сии придирки и сказал: «Чего же еще они хотят от него? Да пошли они нахуй, та «Daaaaaaamn Daniel» — строка была крутейшей.

Этот вопрос я задаю себе всякий раз, когда слышу, как фаны и критики просто разрезают строки Джея пополам каждый раз, как он появляется на фитах у молодых рэперов. В 2013-ом году простые слушатели осмеяли Джея за его слабые «cake»-строки на треке Дрейка «Pound Cake»; фанаты Дриззи почти короновали своего рэпера за эти клоунские носовые эффекты.

Но в возрасте 46-лет, что в действительности говорит о способностях Jay Z больше, чем почти идеальный куплет? И если Дрейк сейчас на коне, то он вполне способен не осрамиться перед ветераном, чьи лучшие годы уже прошли.

Тоже самое можно сказать и об усилиях Кендрика Ламара на ремиксе его собственного трека «Bitch, Don’t Kill My Vibe», релиз которого состоялся в том же году.

Но только в этом случае молодой принц признался, что потратил целый день, переделывая свои куплеты, после того как услышал искренний и страстный флоу Джигги поверх трека. «Когда я услышал то, что он мне прислал, я подумал про себя: «Бля, я не имею права опозориться перед этим сукиным сыном». После таких слов все эти критики должны вытереть собой пол, ибо один из лучших рэперов в игре должен был уверить себя, что его текст, на который он потратил весь день, такой же хороший, как у Jay Z.

В 2003 году на альбоме, который должен был стать последним, Jay Z в треке «What More Can I Say?» читал о своей долговечности, хвастливо заявляя: «Еще не было настолько хорошего ниггера на такой долгий срок». Он был прав тогда и еще больше спустя 13 лет. А что остальные старички могут по сути предъявить? За исключением, может быть, Scarface-а, Nas-а и Ghostface Killah (если я пропустил кого, простите, эти 3 имени первые пришли на ум).

Хову сейчас 46 лет. Big Daddy Kane-у — 47. KRS-One’у — 50. Jay является активным участником хип-хоп-игры с 80-х годов. Но только Kane и KRS уже давно ничего не выпускали, что доказывает, что Джигга — это исключение, а не правило. В точности, как спортсмены, рэперы теряют свою форму спустя годы. Точность и резкость флоу падает, прямо как способность высоко выпрыгивать у баскетболистов.

Но тон, который Jay задал на протяжении своей карьеры, не совсем в точности показывает его нынешние способности после своего возвеличивания. Он хвалится и называет себя Богом — «El Granto Santo on the mantle (Величественный Святой в мантии),» — и мы продолжаем соглашаться с этим даже спустя годы после пика его формы. Майкл Джордан, с которым Джигга частенько сравнивает себя, завершил карьеру во второй раз, перед тем как вернуться в баскетбол 3 года спустя, где у него был средний показатель в 20 очков за игру и выше, в возрасте 38-39 лет. Также и Коби Брайант в возрасте 37 забрасывает 60 очков в своей последней игре в карьере.

Флоу Jay Z, признаться, немного поржавел, но до тех пор, пока он продолжает разминать свои лирические мышцы, это изменится. Он бывалый дед в своей стихии, которого ты не остановишь никак, независимо от своих действий. У Джигги есть эта сила старика, эта abuelo grip (исп. стариковская хватка). Но вот он Jay Z в 2016 — мем-отсылки и всё. Так дадим ли мы ему жить? Или будем говорить 46-летнему старику «Давай зажигай!»?

Это затруднительное положение, в котором находятся рэп-фанаты. Я, к примеру, не считаю, что новый альбом необходим. Единственная вещь, которую Jay Z должен подтвердить, так это то, что у него все еще есть силы, и, судя по последним фитам, они есть. Для того, кто открыл столько дверей и реализовал столько проектов для молодых рэперов, он определенно получает огромную долю хейта от фанатов. Но как мне однажды сказал мой друг: «Если ты ненавидишь Джиггу, ты ненавидишь себя».

У людей есть право критиковать кого и что они захотят, но у меня есть чувство, что, если Джей все еще хочет остаться в игре, он должен делать «по-божески» или не делать совсем. Но если мы все так уж привыкли чтить слова Джея, мы не должны забывать о том, что God MC предсказал в студии Hot 97 тогда в 2006-ом:

«Тем, чем они тебя породили — тем они тебя и убьют. И это только полбеды с учетом того, что они тебя любили. Это даже не половина того, что они могут сделать. Не веришь мне? Спроси Майкла (прим. Джордана), посмотри на Мартина (прим. Лютера Кинга), посмотри на Малкольма (прим. Икса). Посмотри на Бигги, на Пака, посмотри на их успех и то, что из него вытекает. Посмотри на Иисуса, на Иуду. Посмотри на Цезаря, на Брута. Видишь? Успех — это суицид».

Посмотрите на его ранний каталог, и вы найдете многочисленные отсылки к тому, что он испытывает в эти дни. Он понимает, что его нынешняя реальность поляризуется и заставляет нас любить или ненавидеть все то, что он должен говорить, и он говорит это. Возможно, грядет новый альбом или, возможно, он оставляет свои творческие соки цвести просто потому, что он может. Я думаю, что он имеет право себе позволить это.

Перевод Владимир ‘Grimequid’ / The Flowmastaz по материалам Complex.